Нормативно-правовое обеспечение государственно-общественного управления Будкина Любовь Владимировна, доцент кафедры развития профессионального образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Государственно- общественное управление как условие повышения качества современного образования» Новикова Т.Г., зав.кафедрой развития образования АПКиППРО.
Advertisements

Комплексный проект модернизации образования направление 5 РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Направление 5. РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ. ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ГРАЖДАНСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ. Педагогический совет 24марта 2009г.
1 Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике О развитии государственно- общественного управления в Смоленской области Областная.
Комплексный проект модернизации образования: компетентностный дискурс Биробиджан, 9 апреля 2008 года.
Расширение общественного участия в управлении образованием Общественное обсуждение по реализации КПМО в Республике Северная Осетия-Алания 20 июня 2008.
Музыка В.А, заместитель начальника отдела развития общего образования, май 2007 Расширение общественного участия в управлении образованием.
Расширение общественного участия в управлении школой. Гражданский заказ на образование.
Кирий Н.В., доцент кафедры педагогики БелГУ, май 2007.
Влияние гражданских институтов на распределение стимулирующей части фонда оплаты труда учителя Якутск, 26 октября 2007.
Расширение общественного участия в управлении образованием и организация новых организационно- правовых форм образовательных учреждений Совещание районных.
Качество образования: компетентностный дискурс Город Канаш, 5 июня 2008 года.
Роль государственно-общественного управления в развитии системы образования Костромской области 8 ноября, г. Вологда Областное государственное бюджетное.
Модель участия гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно - управленческих механизмов.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
« Мониторинг качества образования ». Комплексный проект модернизации образования в ГОУ ЦО 429 «Соколиная гора»
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РЕГИОНА В РАМКАХ КПМО ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ» N Наименование показателя Запланированное.
Дмитрий Медведев Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Транксрипт:

Нормативно-правовое обеспечение государственно-общественного управления Будкина Любовь Владимировна, доцент кафедры развития профессионального образования КОИРО Костромской областной институт развития образования

ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ДО 2020 Г. Построение общества, которое задает лучшие стандарты жизни ; Предоставление равных возможностей для самостоятельной реализации талантов и умений людей ; Развитие экономики инновационного типа ; Формирование широкого среднего класса. Д.А.Медведев

… Переход на инновационный путь развития связан с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса. Будущее России, наши успехи зависят от качества образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов… От мотивации к инновационному мышлению и поведению граждан … будет зависеть будущее России. В.В. Путин

Образование в современном мире: контекст Образование превратилось в универсальную ценность (человеческий капитал) «Точкой роста» экономики, культуры, социальных инноваций становится человек (а не государство или иная политическая, культурная, административно- или этно-территориальная общность) Мобильность, отсутствие привязанности к одной работе и работодателю Рынок труда становится всемирным, а человек – объективно – гражданином мира Главной ценностью образования становится способность людей к межкультурному диалогу и продуктивному социальному и профессиональному взаимодействию

Системные вызовы для российского образования Ресурсы не соответствуют масштабам Продолжающееся снижение качества образования Рост доли слабых преподавателей Снижение конкурентоспособности на глобальном рынке Структура не соответствует потребностям экономики Образование перестало работать как механизм социального перемешивания Высшая школа не производит инноваций и инноваторов

Вызовы - социальные раздражители Школа перегружает детей знаниями, востребованность которых сомнительна. В тоже время школа не обучает полезным умениям (в том числе социальным компетенциям, поиску и оценке информации) и слабо воздействует на формирование ценностей.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Правовая норма термин «норма» трактуется как узаконенное установление, признанный обязатель­ным порядок, построение чего-нибудь, а «право» как совокуп­ ность общеобязательных правил (норм), установленных или санк­ционированных государством Советский энциклопедический словарь

Г.Гейне писал: «Не быть подчиненным никакому закону значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя»

Уровни нормативно-правовое обеспечения образования с позиций системного подхода: федеральный региональный муниципальный образовательного учреждения

Системообразующим компонентом выступают права и обязанности граждан, декларированные в Конституции РФ, на основе которой действует существующее ныне законодательство страны. При осуществлении образовательной деятельности важную роль играют Закон РФ «Об образовании», трудовое законодательство, законы о предпринимательской деятельности, законы, включенные в Гражданский кодекс Российской Федерации, а также законы, в той или иной степени связанные с административным и уголовным правом. К нормативным документам Министерства образования и науки РФ относятся постановления Коллегии Министерства образования РФ, приказы, инструктивно-методические письма, инструкции, положения по различным сферам образовательной деятельности. Эти документы регулируют образовательную деятельность на основе Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании» и направлены на нормативно- правовое обеспечение образования в рамках единого образовательного пространства страны.

Нормотворческая деятельность на региональном уровне опирается на федеральные нормы, а структура совокупности нормативных документов повторяет федеральную: постановления регионального органа Управления образованием, приказы, инструктивно-методические письма, инструкции, положения. Эти нормативы обеспечивают функционирование региональной системы образования в рамках единою образовательного пространства страны с учетом национально-региональных особенностей субъекта РФ.

На муниципальном уровне на основе полученных федеральных и региональных нормативных документов издаются постановления муниципального органа управления образованием, приказы его руководителя, методические письма и инструкции, положения по различным вопросам образовательной деятельности, учитывающие ее местную специфику

Говоря о нормотворческой деятельности на уровне образовательного учреждения, следует отметить очевидный приоритет федеральных, региональных, муниципальных нормативов над внутришкольными нормами, поэтому в своем нормотворчестве образовательное учреждение в обязательном порядке учитывает нормативные требования всех вышестоящих уровней. Основными нормативными документами, обеспечивающими функционирование образовательного учреждения, являются: -Устав муниципального образовательного учреждения; -локальные акты, обеспечивающие его функционирование (в их число могут включаться такие документы, как положение о данном образовательном учреждении, положение о доплатах и надбавках, стимулирующих деятельность работников, положения о различных структурных подразделениях школы и др.); - приказы директора, различные инструкции, разработанные администрацией (например, правила внутреннего трудового распорядка, описания должностных обязанностей работников и т.д.).

Заказ на образование: некоторые ключевые вопросы К то заказчики? Кем и в какой форме предъявляемый и озвучиваемый? Где и как предъявляемый и озвучиваемый? Где гарантии, что услышат? Какой именно заказ здесь и сейчас? Что с ним делать школе? Отвечает ли за что-то сам заказчик?

Кем и в какой форме предъявляемый и озвучиваемый? Государством – через законы, образовательную политику, стандарты Экономикой, политикой, культурой – в разных формах Конкретными социальными группами, объединениями – через политику, в СМИ Конкретными семьями, людьми Всеми или активным меньшинством? Интересы общества или государства???

Модернизация управления школой: насколько важно? По качеству государственного управления РФ – на 104-м месте в мире. Школа, конечно – не госуправление, но… Факт: пробуксовка любых инновационных начинаний в сфере образования, мало затрагивающих собственно школу Невозможность улучшить школу без изменения системы управления на школьном уровне Невозможность улучшить управление, не включая в него представителей потребителя

Роль и место ГОУ в образовании «Общественное измерение» – ключевой элемент в демократическом обществе. Р асширение участия представителей общественности предусмотрено в: оценке качества образования; оценке вклада учителя в реализацию образовательной программы школы и, соответственно, в стимулировании его работы; принятии решений относительно целей, содержания и результативности программы развития ; принятии программ реструктурирования сети образовательных учреждений; формировании общественного мнения об изменениях в образования через СМИ, сайты Какие нормативные акты есть (необходимо создать?)

Каковы главные негативные результаты не внедрения или неэффективного внедрения общественного управления в школы? Школа так и не станет открытой, прозрачной, ориентированной на потребителя Школа так и не договорится с обществом Школа продолжит терять свой престиж Школа так и не получит ресурсной общественной поддержки Школа не поработает на развитие гражданского общества Институциональные изменения, ради которых все делается – не произойдут Это может произойти, если у нас не получится, и общественное участие в управлении школой снова не случится.

Каковы причины? Органы общественного участия просто не будут созданы или не будут работать; Органы общественного участия будут формальными, карманными, декоративными и их не пустят к управлению; Органы общественного участия будут недостаточно легитимными; Органы общественного участия будут недостаточно компетентными… Внедрение пойдет бездумно и бессистемно

Расширение общественного участия в управлении образованием Наименование показателяПлан %Факт % Образовательные учреждения, в которых действует орган ГОУ (совет), обладающий управленческими полномочиями, в т.ч. по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда Муниципальные образования, имеющие орган ГОУ, ориентированный на его развитие, обладающий управленческими полномочиями (в т.ч. по распределению фонда стимулирования руководителей) Образовательные учреждения, имеющие опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчёт об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности Образовательные учреждения, имеющие свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет Пункты проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ, в которых присутствовали общественные наблюдатели Образовательные учреждения, в лицензировании, аккредитации которых приняли участие общественные эксперты, не являющиеся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием

Задание 1 Интересы общества и государства

владение (на установленном уровне) государственным языком включенность граждан в единый исторический, социально-экономический и культурный контекст приверженность граждан политическим ценностям, развитость у них соответствующих качеств (способность и готовность к их отстаиванию и защите и т.д.) создание благоприятных стартовых условий (психо- физиологических, соматических, социальных, интеллектуальных, культурных и т.д.) для становления самореализующихся активных граждан модернизация традиционных обществ через включение их юных членов в становление информационного общества Государственный заказ

способность к сохранению, воспроизводству и развитию системы духовных и материальных ценностей (особенно представляющих собою наследие и достояние) способность к «горизонтальному» диалогу (межкультурному, межъязыковому, социальному и т.д.) в интересах укрепления гражданского мира, сотрудничества и развития обогащение содержания образования включением в него возможностей для формирования практического социального, социокультурного и социально-экономического опыта учащихся нацеленность на формирование и развитие гражданского общества реализация образовательных программ, адекватных потребностям территориального сообщества подключение детей к открытой образовательной сети Социальный заказ

Больше Советов, хороших и разных? Школьные Советы (Советы образовательного учреждения) Попечительские советы (в школах и рядом с ними) Управляющие Советы Наблюдательные Советы?

Школьные Советы (Советы образовательного учреждения) «в законе», вполне легитимны органы самоуправления (Ст. 35) достаточно массовы часто формальны и номинальны редко оказывают влияние на управление школой, принятие решений идеология – работы В.И.Бочкарева и др.

Попечительские Советы ясная мотивация в русле интересов школы в школе или рядом с нею (различные формы некоммерческих организаций) без обязательного вклада в управление ряд проектных линий (А.И.Адамский)

Управляющие Советы история вопроса – А.А.Пинский, книга «Новая школа»– 2002 источники и прототипы (анализ опыта) н е противоречат Закону Об образовании Законопроект 2003 года главная линия и специфика – управление школой и прежде всего – стратегическое проекты ФПРО – и их наработки несколько сотен Советов в ряде регионов

Общественная составляющая государственно – общественного управления образованием на региональном уровне: Областное родительское собрание Совет по обеспечению реализации приоритетного национального проекта и федеральных целевых программ в сфере образования Образовательный форум на муниципальном уровне: районные родительские комитеты управляющие советы «образовательных округов» управляющие советы муниципального уровня на школьном уровне : школьные управляющие советы советы образовательных учреждений попечительские советы родительские комитеты советы старшеклассников

Пути решения выявленных проблем: совершенствование нормативно- правовой и инструктивно – методической базы; продолжение обучения общественных управляющих и информационно-методическое сопровождение по направлению: издание журнал ов, создание WEB – страниц; проведение межрегиональной научно-практической конференции; создание системы мониторинга развития государственно – общественного управления; подготовка и проведение в рамках августовской конференции секции «Практика общественного участия в управлении образованием»; популяризация взаимодействия школы и органов общественного управления через активную пропаганду в СМИ; развитие механизмов финансовой поддержки направления – конкурсы проектов советов, публичных докладов.

Спасибо за внимание!