Выполнили учащиеся 6 «б» класса школы 1 г. Галича Смирнова Ксения и Елшина Виктория
Выяснить происхождение фразеологизмов Цель работы Выявить фразеологизмы, которые употребляют в речи учителя и учащиеся школы чаще всего.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.
Многие фразеологизмы перешли в литературный язык из речи в литературный язык из речи представителей различных представителей различныхпрофессий Фразеологизмы «попасть в тон», «играть первую скрипку» пришли из речи музыкантов. Фразеологизмы «разделать под орех», «без сучка без задоринки» пришли из речи столяров. Фразеологизм «овчинка выделки не стоит» - из речи скорняков.
В основе некоторых фразеологизмов лежат факты прошлой русской истории «Отложить дело в долгий ящик» В основе выражения лежит следующий факт: у царя Алексея Михайловича ( 18 в.) в с. Коломенское под Москвой был сделан в столбе длинный ящик, куда клали жалобы, но они из-за волокиты долго не рассматривались. Фразеологизм означает отложить исполнение какого-либо дела на долгое время. «Кричать во всю Ивановскую». Предполагают, что в основе лежит громкое чтение царских указов на Ивановской площади в Московском Кремле Фразеологизм означает кричать очень громко
В основе других фразеологических оборотов лежат легенды и факты античной истории «Прокрустово ложе» Согласно легенде, сын Нептуна, прозванный Прокрустом, ловил прохожих и клал их на ложе, вытягивая тех, кто был короче ложа, и обрубая ноги тем, у кого они были длиннее ложа. Фразеологизм означает очень стеснительные условия для чего-либо. «Вавилонское столпотворение» Библейский миф говорит, что жители древнего Вавилона захотели построить башню (столп) до неба; разгневанный бог смешал их языки, люди перестали понимать друг друга и не смогли продолжать постройку. Фразеологизм означает беспорядок, суматоху
К фразеологии относятся и народные пословицы, поговорки и яркие и меткие – «крылатые» - выражения писателей, ученых, общественных деятелей Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (Пословица) Не в коня корм. (Поговорка) А ларчик просто открывался. (Крылов И.А.) Свежо предание, а верится с трудом.(Грибоедов А.С.) Рожденный ползать - летать не может!(Горький А.М.)
Как об стенку горох. Как об стенку горох. Не все коту Масленица. Не все коту Масленица. Что в лоб, что по лбу. Что в лоб, что по лбу. Что посеешь, то и пожнешь Что посеешь, то и пожнешь. А воз и ныне там… А воз и ныне там… Мал золотник, да дорог. Мал золотник, да дорог. В одно ухо влетело - В одно ухо влетело - в другое вылетело. в другое вылетело. Мы опросили 20 учителей нашей школы, чтобы выяснить, какие фразеологизмы употребляются ими в речи на уроках. Следующие фразеологизмы назывались чаще всех: Фразеологизмы, чаще всего употребляемые учителями
Фразеологизмы, чаще всего употребляемые учителями употребляемые учителями ( опрошено 20 человек)
Вывод: Фразеологизмы чаще всего используются филологами и математиками и смягчают резкие замечания, адресованные ученикам Фразеологизмы, чаще всего употребляемые учителями
Ум хорошо, а два – лучше. Кончил дело – гуляй смело. Мне ясно, что ничего не ясно Сила есть – ума не надо. Вывод: Фразеологизмами пользуются учащиеся, которые много читают и много знают Фразеологизмы, употребляемые учениками школы
Вывод Происхождение фразеологизмов разное: исконно-русские (пословицы, поговорки и др.); заимствованные из литературных произведений (мифы, легенды и сказки); в основе происхождения лежат факты истории. Фразеологические обороты делают нашу речь более яркой и выразительной.
Список использованной литературы: 1. 1.М. Баранов. Русский язык. Учебник для 6 класса. 2. В.Греков. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах А. Т. Арсирий. Занимательные материалы.