Реализация новой парадигмы образования в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения 1
Парадигма Совокупность определенных представлений и определений, ценностных установок, которые применяются и разделяются научным сообществом; общая парадигма образования - система исходных принципов, на основе которых строится стратегия сферы образования. 2
Образование корневое генетически актуальное понятие образ. Образование как намерение или деятельность общества в отношении сменяющего поколения ориентируется на придание этому поколению такого образа, который предположительно соответствует «духу времени». Парадигма – это ограничитель нашего видения мира, т.к. образ мира у каждого индивида уникален 3
Учебно-трансляционная парадигма образования Ортопедия или искусство предупреждения и исправления уродств тела у детей Н.Эндри
Основная идея Ценность человека как индивидуальности давно уже трактуется как наивысшая ценность. В частности, многие из педагогических концепций декларируют ее как важную категорию в составе своих воззрений на образование. Повзрослевшее, окрепшее общество нуждается в придании индивидам большей свободы и самостоятельности 5
Переход к новой личностной парадигме к.ХХ- н.ХХIв. 1) личность как педагогическая категория отражает специфическую сферу образования и развития человека; 2) подобно тому, как человек в образовательном процессе овладевает опытом применения знаний, способами решения познавательных и практических задач, творческим опытом, он должен овладеть и опытом "быть личностью", т.е. опытом выполнения специфических личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслоопределения, самореализации, социальной ответственности и др.). 6
Формирование универсальных учебных действий учащихся ступени основного общего образования необходимо, т.к. В 2009 г. новой информации было создано больше, чем за предыдущие лет Объем новой технической информации удваивается каждые 2 года За 4 года обучения бакалавров их знания устареют дважды 10 наиболее востребованных профессий в 2010 г. не существовали в 2004 году МИР СТАЛ ДРУГИМ … 7
8 Человек ХХI века Самостоятельный, активный, компетентный гражданин, живущий и работающий в свободной демократической стране, в условиях информационного общества и рыночной экономики Умение оперировать знаниями и пользоваться новыми технологиями Свобода и ответственность в условиях выбора Благосостояние и активная жизненная позиция Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего Толерантность Здоровый и безопасный образ жизни 88
9 Закон «Об образовании» Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.
10 Стратегия 2020 (образовательные инициативы Совета Европы) Новые задачи образования в Росии Образование должно обеспечить Формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса Укрепление национальной безопасности
04 февраля 2010 г. Президентом РФ утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Основные направления развития общего образования 1. Переход на новые образовательные стандарты 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 3. Совершенствование учительского корпуса 1. Переход на новые образовательные стандарты 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ 6. Расширение самостоятельности школ 4. Изменение школьной инфраструктуры 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ 6. Расширение самостоятельности школ
12 Основы школьного стандарта Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020 Общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства Общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
Системность, непрерывность, преемственность 13
2. Функции ФГОС Инновационные функции стандарта: Инновационные функции стандарта: Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании. Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании. Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации. Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации. Инструмент реализации государственной политики в сфере образования. Инструмент реализации государственной политики в сфере образования. Обеспечение равных возможностей получения качественного образования. Обеспечение равных возможностей получения качественного образования. Обеспечение преемственности всех основных образовательных программ. Обеспечение преемственности всех основных образовательных программ. Содействие сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации. Содействие сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации. Обеспечение единства образовательного пространства страны Обеспечение единства образовательного пространства страны Формирование критериальной оценки результатов освоения основной образовательной программы. Формирование критериальной оценки результатов освоения основной образовательной программы. Инновационные функции стандарта: Инновационные функции стандарта: Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании. Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании. Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации. Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации. Инструмент реализации государственной политики в сфере образования. Инструмент реализации государственной политики в сфере образования. Обеспечение равных возможностей получения качественного образования. Обеспечение равных возможностей получения качественного образования. Обеспечение преемственности всех основных образовательных программ. Обеспечение преемственности всех основных образовательных программ. Содействие сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации. Содействие сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации. Обеспечение единства образовательного пространства страны Обеспечение единства образовательного пространства страны Формирование критериальной оценки результатов освоения основной образовательной программы. Формирование критериальной оценки результатов освоения основной образовательной программы.
Система Требований: Система Требований: Требования к структуре основных образовательных программ; Требования к структуре основных образовательных программ; Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Требования к условиям реализации основных образовательных программ. В отличие от стандартов первого поколения нормируются: В отличие от стандартов первого поколения нормируются: Цели, результаты образования. Цели, результаты образования. Структура основных образовательных программ Структура основных образовательных программ Условия и ресурсы реализации основных образовательных программ Условия и ресурсы реализации основных образовательных программ Система Требований: Система Требований: Требования к структуре основных образовательных программ; Требования к структуре основных образовательных программ; Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Требования к условиям реализации основных образовательных программ. В отличие от стандартов первого поколения нормируются: В отличие от стандартов первого поколения нормируются: Цели, результаты образования. Цели, результаты образования. Структура основных образовательных программ Структура основных образовательных программ Условия и ресурсы реализации основных образовательных программ Условия и ресурсы реализации основных образовательных программ Структура ФГОС. Объекты нормирова- ния
5.Объекты, не подлежащие нормированию. Учителю предоставляется свобода в выборе путей, средств, способов достижения результатов, использовании и разработке технологий реализации основных образовательных программ, обеспечивающих выполнение Требований ФГОС. Учителю предоставляется свобода в выборе путей, средств, способов достижения результатов, использовании и разработке технологий реализации основных образовательных программ, обеспечивающих выполнение Требований ФГОС. Выявленные и согласованные потребности личности, общества и государства в общем образовании. Выявленные и согласованные потребности личности, общества и государства в общем образовании. Системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Учителю предоставляется свобода в выборе путей, средств, способов достижения результатов, использовании и разработке технологий реализации основных образовательных программ, обеспечивающих выполнение Требований ФГОС. Учителю предоставляется свобода в выборе путей, средств, способов достижения результатов, использовании и разработке технологий реализации основных образовательных программ, обеспечивающих выполнение Требований ФГОС. Выявленные и согласованные потребности личности, общества и государства в общем образовании. Выявленные и согласованные потребности личности, общества и государства в общем образовании. Системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Фундаментальное ядро содержания общего образования. 6.Методологические и содержательные основы.
Принципы личностно-ориентированноегообразования Природосообразность - учет «природного» развития детей Культуросообразность Индивидуальный творческий подход - удовлетворение интересов и потребностей детей в разных видах деятельности Жизнетворчество - включение в решение реальных проблем Сотрудничество - объединение целей детей и взрослых, совместная деятельность Толерантность - 17
Гуманизация образования – это: 1.самопроектирован ие и обретение своего «Я», 2. акцент на развитие личностно- смысловой сферы, рефлексивной культуры, 3. признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его образовательной траектории 18
Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования: представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности; представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности; на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи; на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи; выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся. выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
В гуманитарной парадигме образования основными являются личностные достижения учащегося а) степень прогресса личности по отношению к ее предшествующими проявлениями в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин); б) личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (А.Н. Майоров). 20