Межрегиональный образовательный форум «Индивидуализация и образовательные программы: осмысление практики» Федотова Татьяна Владимировна, методист ГБОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ресурсы тьюторства для решения задач профессионального образования Суханова Е.А., Степанов С.А. Правление Межрегиональной тьюторской ассоциации.
Advertisements

ОСНОВАНИЯ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Е.А.Суханова, к.п.н., доцент, Председатель правления МТА.
Межрегиональная общественная организация «Межрегиональная тьюторская ассоциация»
Доклад на Черноморском университете тьютосрства 6 июля 2012 года База « Бирюза - Юг » С.А.Степанов, член правления МТА, Преподаватель ФПКиППРО НГПУ.
Тьюторское сопровождение пилотного введения ФГОС ООО в образовательных учреждениях Л.П.Совина, доцент кафедры управления и экономики образования.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФСТАНДАРТА ТЕЗАУРУС. Индивидуализация – развитие и самореализация человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности; характеризуется.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Роль тьютора в реализации модели успешной социализации ребенка с ОВЗ С.В. Шандыбо, руководитель КРИП КГПУ им. В.П. Астафьева.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
1 Меняется мир непрерывно, неспешно Меняется все – от концепций до слов. И тот лишь сумеет остаться успешным Кто сам вместе с миром меняться готов © Республиканский.
Опыт разработки ОПОП по педагогическим специальностям заместитель директора Огурцова Татьяна Александровна.
Тьюторское сопровождение самоопределения студентов физкультурного отделения в спортивной деятельности Кудрявцев Николай Аркадьевич, заведующий физкультурным.
Министерство образования Республики Коми Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО Лукович Анжелика Витальевна, методист ГПСП учителей.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
А нужен ли тьютор в начальной школе? Учебный модуль группы «Начальная школа» города –курорта Геленджик «Начальная школа» города –курорта Геленджик.
Разработка и внедрение модульного обучения в рамках реализации инновационной образовательной программы Санкт-Петербург 2008 г. Российский государственный.
Образовательный стандарт: - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования.
Транксрипт:

Межрегиональный образовательный форум «Индивидуализация и образовательные программы: осмысление практики» Федотова Татьяна Владимировна, методист ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова», член МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация»

Татьяна Михайловна Ковалева д.п.н., профессор Московского педагогического государственного университета, руководитель магистерской программы по тьюторству в МПГУ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ это построение индивидуальных образовательных программ это процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок это новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика – он становится субъектом, а не объектом образования это процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности; характеризуется накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности Индивидуализация – принцип обучения, обеспечивающий формирование каждым обучающимся своего собственного учебного плана

Выписка из ФГОС среднего профессионального образования VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы 7.1. …При формировании ОПОП образовательное учреждение: обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

индивидуальные цели образования шаги и способы достижения целей методы анализа и оценки результатов результаты ИОП формируется и реализуется субъектом образовательной деятельности, оформляется различными средствами Комплексное описание образовательной деятельности, которое отражает:

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ ТЬЮТОР ТЬЮТОРАНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - педагогическая деятельность, которая направлена на реализацию принципа индивидуализации, включает организацию образовательной среды и сопровождение формирования и реализации ИОП педагогический работник, осуществляющий тьюторское сопровождение в образовании – субъект формирования и реализации индивидуальной образовательной программы, сотрудничающий с тьютором социокультурная, в т.ч. педагогическая, среда, включающая материальные и нематериальные объекты, которые используются или могут быть использованы в образовательной деятельности, в т.ч. деятельности по формированию и реализации ИОП

АСопровождать формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы А.1Обеспечивать формирование и развитие индивидуального образовательного запроса тьюторанта А.2Проводить совместно с тьюторантом анализ ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса А.3Оказывать содействие тьюторанту в планировании и реализации индивидуальной образовательной программы А.4Организовывать анализ и оценку тьюторантом процесса реализации индивидуальной образовательной программы ТЬЮТОР ПЕРЕЧЕНЬ ЕДЕНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

БОрганизовывать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы Б.1Обеспечивать рациональное использование (при возможности – расширение) ресурсов среды для реализации индивидуальной образовательной программы Б.2Сотрудничать с субъектами образовательной деятельности и иными заинтересованными сторонами для создания условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы ТЬЮТОР ПЕРЕЧЕНЬ ЕДЕНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВРазрабатывать методическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы В.1Разрабатывать и адаптировать методический инструментарий и дидактические средства В.2Вести рабочую тьюторскую документацию ТЬЮТОР ПЕРЕЧЕНЬ ЕДЕНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

ТЬЮТОРМодели тьюторства в ОУ Тьюторская позиция педагога: ориентация на проявление интереса, формирование заказа на образование, включение в образовательный процесс, рефлексия. Предметное тьюторство: работа по построению и реализации индивидуального образовательного маршрута в предметной (научной ) области. Тьюторское сопровождение формирования образовательных и профессиональных компетенций – организация среды для пробного действия, освоения новых норм и применения. Тьютор – навигатор: помощь в ориентации в разных видах ресурсов для профессионального и образовательного самоопределения, получения ресурсов для реализации своей цели Тьюторский проект организации образовательного события: построение ситуации преодоления себя, пробы себя, действия в условиях неопределенности, построения социального «эха», «зеркал» Тьюторское сопровождение формирование и реализации индивидуального учебного плана – консультации при составлении, предоставление необходимых ресурсов (методических, информационных) для реализации, организация анализа и рефлексии (результативность, самоорганизация, перспективы) Тьюторское сопровождение разработки и реализации индивидуальной образовательной программы обучающихся –построение цели своего образования, анализ внутренних и внешних ресурсов, проектирование маршрута в ОУ и во вне, анализ результативности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (Пространство) 1. Открытость 2. Вариативность 3. Избыточность Возможность привнести новое, влиять на происходящее, взаимодействие участников образовательного процесса, выстроенное как кооперация При наличии единого для всех образовательного пространства создается развивающая среда, где каждый ребенок в зависимости от присущих ему индивидуальных особенностей получает многообразие вариантов для своего развития Наличие заведомо избыточной информации, что моделирует реальные ситуации, с которыми обучающиеся столкнутся в практике. Создание предпосылок для выбора необходимой информации для решения поставленной задачи.

ТЬЮТОР - НАВИГАТОР 1.Проектирование и создание условий для разработки ИОП 2.Создание ситуации «ВЫЗОВА» для тьюторанта 1.Прогнозирование конечного продукта ИОП 2.Оформление ЗАПРОСА МОДЕЛЬ ТС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРАНТА помощь в ориентации в разных видах ресурсов для профессионального и образовательного самоопределения, получения ресурсов для реализации своей цели 1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

ТЬЮТОР - НАВИГАТОР 1.Проектирование и создание условий для разработки ИОП 2.Проектирование ситуации «ВЫЗОВА» для тьюторанта МОДЕЛЬ ТС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА помощь в ориентации в разных видах ресурсов для профессионального и образовательного самоопределения, получения ресурсов для реализации своей цели 1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.Создание «свободной временной зоны» каникулярное время 2. Создание бланка - карты ИОП: Цель ИОП (что я хочу создать, получить) Масштаб (для чего мне это нужно) Ресурсы (что мне для этого нужно) Представление продукта (как я буду представлять продукт) Рефлексия (что и как у меня получилось) 3. Прогнозирование возможных направлений работы и ресурсов к ним 1.1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ИОП Тьютор – навигатор 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.Где и когда будет озвучен ВЫЗОВ 2.Какое время, будет отведено на осмысление 3.В каких формах будет происходить осмысление 1.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ ВЫЗОВА Тьютор – навигатор 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

2. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫЗОВА 1.Вызов прозвучал на традиционном общем собрании в первый день зимних каникул, с подробным объяснением целей, задач данной ИОП, особенностей ее заполнения 2.Каждый педагог получил по 2 бланка-карты, один из которых он сдал в конце дня тьютору-навигатору, для составления общей карты 3.У каждого педагога было время для прогнозирования конечного продукта, возможность посовещаться, обсудить с коллегами и тьютором 4.Каждый педагог имел возможность создать ЗАПРОС, т.е. оформить заказ тьютору на необходимый ему ресурс 2. ЗАПУСК ПРОБЫ Тьютор – навигатор

3.1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИОП ТЬЮТОРАНТ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (возможна работа над несколькими ИОП, но 30 января нужно обязательно представить готовый продукт по одной из них) Цель: (что я планирую сделать, какой продукт создать) Примерные варианты: Учебная работа: Разработать Фонды оценочных средств Разработать Программу профессионального модуля Разработать материалы к экзамену квалификационному Учебно-производственная работа: Разработать Рабочую программу по практике Разработать Технологическую карту урока на практике Разработать новое содержание профориентационной работы (возможно провести в реальных условиях) Воспитательная работа: Составить План учебно-воспитательной работы с группой на 2 семестр в соответствии с новой Концепцией воспитательной работы Составить конспект классного часа и.т.п. Методическая работа: Подготовить статью по актуальным проблемам теории и практики образования для журнала или сборника материалов Сделать методическую разработку Ваш вариант ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________

3.1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА Примерные варианты: 2. МАСШТАБ (для чего МНЕ это нужно) Для себя: для саморазвития для аттестации Колледж для аккредитации для участия в методических мероприятиях колледжа (в каких конкретно) в рамках работы инновационных площадок Республика для участия в методических мероприятиях (в каких конкретно) в рамках работы инновационных площадок (какой именно) Регион, РФ в рамках работы инновационных площадок (какой именно) Международное сотрудничество (с кем) Ваш вариант:________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ТЬЮТОРАНТ 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИОП

3.1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА ФОРМЫ РАБОТЫ 1.Создание ситуации ВЫЗОВА: 2.Коллективное обсуждение 3.Индивидуальные и групповые консультации ТЬЮТОР 1.Коллективное обсуждение 2.Индивидуальное осмысление - рефлексия ТЬЮТОРАНТ РЕЗУЛЬТАТ 1.Спрогнозированный результат - продукт 2.Общая карта ИОП (как средство нахождения внутренних ресурсов) 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИОП

1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА ПРОДУКТ 1.Методическая разработка "Новые правила соревнований по легкой атлетике» 2.Компьютерная контрольно-обучающая программа по дисциплине ТМФВ и С раздел "Теория и методика спорта для специальности Физическая культура» 3.Программа учебной дисциплины "Базовые и новые формы физкультурно-спортивной деятельности" Раздел «Туризм» 4.Критерии внутреннего аудита по направлениям «Информационный ресурс», «Охрана труда и Гражданская оборона», «Учебная работа» и др. 5.Технологическая карта урока по дисциплине "Химия" по разделу "Единство химической организации живых организмов на земле", "Спирты" в группе 1 курса физкультурного отделения 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИОП

1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА ПРОДУКТ 6.ЦОР к предмету Возрастная анатомия, физиология, гигиена, раздел «Опорно-двигательный аппарат» 7.Проект производственного участка Колледжа 8.Инновационная инфраструктура технических средств и программного обеспечения для реализации педагогического процесса с целью полготовки будущего педагога и техников – программистов 9.Фонды оценочных средств по предмету ОПМ 10.Новое содержание профориентационной работы 11.Планы практики для группы 3 до на 2 семестр года 12.Документация учебно-производственной практики студента экономического факультета специальности Менеджмент организации и др. 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИОП

1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА ФОРМЫ РАБОТЫ 1.Создание ситуации ВЫЗОВА 2.Коллективное обсуждение 3.Индивидуальное и групповое консультирование ТЬЮТОР - НОВИГАТОР 1.Коллективное обсуждение 2.Индивидуальное осмысление – рефлексия 3.Обозначение затруднений ТЬЮТОРАНТ РЕЗУЛЬТАТ 1.Спрогнозированный результат - продукт 2.Общая карта ИОП (как средство нахождения внутренних ресурсов)Общая карта ИОП 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИОП

3.2. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ ТЬЮТОРАНТ (что мне нужно для того, чтобы выполнить задуманное) 3.1. Информационные 3.2. Материально-технические 3.3. Временные (хронологические) 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИОП

ТЬЮТОРАНТ (что мне нужно для того, чтобы выполнить задуманное) 3.1. Информационные: Доступ к Интернет _________(да/нет) _____________________________________________________________________________ ( по каким дням, время) ______________________________________________________________________________ Обзор новинок литературы и периодических изданий _________(да/нет) ______________________________________________________________________________ (по какой теме, дисциплине) ______________________________________________________________________________ Консультации _________(да/нет) ______________________________________________________________________________ (с кем именно, либо по какой проблеме, когда) ______________________________________________________________________________ Обучающий семинар _________ (да/нет ) ______________________________________________________________________________ (с кем именно, либо по какой проблеме, когда) ______________________________________________________________________________ Ваш вариант ___________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИОП 3.2. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ и ФОРМУЛИРОВКА ЗАПРОСА

ТЬЮТОРАНТ (что мне нужно для того, чтобы выполнить задуманное) 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИОП 3.2. Материально-технические: Аудитория ____________ (да/нет ) ____________________________________________________________________________ (, на какое время) ____________________________________________________________________________ Компьютер, сканер, фотоаппарат, принтер и т.д. ____________________________________________________________________________ (что именно; на какое время) Программное обеспечение ______________________________________________________ (какое именно, на какой ПК) Помощь в техническом оформлении__________________________________________ ____________________________________________________________________________ (какую именно) Ваш вариант ___________________________________________________________________ 3.2. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ и ФОРМУЛИРОВКА ЗАПРОСА

ТЬЮТОРАНТ 3. Ресурсы (что мне нужно для того, чтобы выполнить задуманное) 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИОП 3.3. Временные (хронологические) - распределение запланированной работы по дням каникулярного времени студентов, с учетом мероприятий плана работы на каникулы и сдачи отчетной документации 3.2. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ и ФОРМУЛИРОВКА ЗАПРОСА

ФОРМЫ РАБОТЫ 1.Помощь в определении и поиске ресурса 2.Планирование объединения тьюторантов в группы (если нужно) 3.Доведение запроса до других лиц (консультантов, лаборантов и т.д.) 4.Согласование времени консультаций, семинаров 5.Составление, корректировка общей карты ресурсов 6.Проведение рефлексии ТЬЮТОР - НАВИГАТОР 1.Осуществление поиск а ресурсов 2.Обозначение ЗАПРОСА и доведение его до тьютора - навигатора 3.Обозначение затруднений, возникших в подборе ресурсов 4.Рефлексия ТЬЮТОРАНТ 1.Индивидуальное и групповое консультирование 2.Обучающие семинары 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИОП ТЬЮТОР - КОНСУЛЬТАНТ 3.2. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ и ФОРМУЛИРОВКА ЗАПРОСА

РЕЗУЛЬТАТ 1.Общая карта ресурсов 2.Выставка литературы в библиотеке 3.График работы медиатики и кабинета ИКТ на каникулярное времяГрафик работы медиатики и кабинета ИКТ на каникулярное время 4.График индивидуальных консультаций с тьюторами- консультантами 5.План проведения обучающих семинаров по запросу тьюторантов 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИОП 3.2. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ и ФОРМУЛИРОВКА ЗАПРОСА

4. РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ПРОДУКТА ФОРМЫ РАБОТЫ 1.Помощь в определении и поиске ресурса по вновь возникающим запросам 2.Создание условий для работы над ИОП 3.Организация семинаров 4.Корректировка общей карты реализации ИОП 5.Проведение рефлексии 6.Планирование и организация мероприятий представления продукта ТЬЮТОР - НАВИГАТОР 1.Самостоятельная работа над ИОП (индивидуально или в группе) 2.Формулировка новых ЗАПРОСОВ (если нужно) 3.Поиск дополнительных ресурсов (если нужно) 4.Консультирование (групповое, индивидуальное) 5.Посещение обучающих семинаров ТЬЮТОРАНТ 1.Индивидуальное и групповое консультирование 2.Обучающие семинары 4. РЕАЛИЗАЦИЯ ИОП ТЬЮТОР - КОНСУЛЬТАНТ

5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА ИОП 5. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОДУКТА ИОП Форма представления: Индивидуально Индивидуально, но в составе творческой группы по сходной теме Ваш вариант _____________________________________________________________________ Непосредственная форма представления: Выставка (с кем вместе) защита методической разработки семинар (какой, когда, с кем) выступление с тезисами статьи Ваш вариант ____________________________________________________________________ Целевая аудитория: Все педагоги колледжа Педагоги ПЦК/ методического объединения (какого(ой) именно) Педагоги специальности (какой именно) Ваш вариант _____________________________________________________________________ ТЬЮТОРАНТ (как и кому я буду представлять свой продукт)

ФОРМЫ РАБОТЫ 1.Организация условия для представления результата ИОП ТЬЮТОР - НАВИГАТОР 1.Представление продукта 2.Внесение предложений по результатам представления продуктов других педагогов (масшабирование) ТЬЮТОРАНТ 5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА ИОП РЕЗУЛЬТАТ 1.Продукт реализации ИОП 2.Личностные приросты, связанные с переживанием ситуации успеха 3.Большой день – как ресурс для дальнейшего саморазвития (профессионального, личностного) 4.Сертификат в тезаурус преподавателя о выступлении на внутриколледжном семинаре 5.Доплата из надтарифного фонда в размере 3% на 1 семестр 2013 – 2014 года 5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА ИОП

6. РЕФЛЕКСИЯ Сформулируйте приращения, связанные с изменением собственных знаний, собственных умений, собственных представлений, собственных личностных качеств __________________________________________________________________ Сформулируйте приращения, связанные с изменением Вашего отношения к самому себе (уважаю себя больше; стал(а) более требователен(а) к себе; понял(а), что имею больший потенциал, чем думал(а) раньше и другое) __________________________________________________________________ Сформулируйте приращения, связанные с изменением Вашего отношения к другим людям (понял(а), что нужно больше обращаться за помощью; понял(а), что могу быть полезна другим и другое.) __________________________________________________________________ Реализованная мною ИОП побуждает меня к… __________________________________________________________________________ (что и как у меня получилось) 6. САМООЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ИОП

ЭПАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИОП 1.Подготовительный (планирование о создание условий для разработки ИОП) 2.Создание ситуации ВЫЗОВА 3.Проектирования ИОП: 3.1. Прогнозирование конечного продукта 3.2. Подбор ресурсов 3.3. Формулирование запроса 3.4. Проектирование формы представления продукта 4.Работа по реализации ИОП 5.Представление продукта 6.Рефлексия

1.Использование Продукта реализации ИОП при аттестации 2.Представление Продукта на Республиканских семинарах 3.Обобщение опыта тьюторской деятельности и представление его на Черноморском университете тьюторства ЭФФЕКТЫ МАСШТАБИРОВАНИЕ 1.Повышение активности педагогов 2.Предложения по разным направлениям работы 3.Доведение ИОП до продукта педагогами, не уложившимися в сроки

Межрегиональный образовательный форум «Индивидуализация и образовательные программы: осмысление практики» Федотова Татьяна Владимировна, методист ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова»,