Д. Б. Эльконин «Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без за метных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в до школьном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует»
Л.С. Выготский в конце 1920-х гг. приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению. В рамках предложенной Выготским теории происхождения высших психических функций были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, а также непосредственную и опосредованную память
П.П. Блонский изучая процесс формирования памяти и мышления, открыл этапы их генезиса в дошкольном возрасте, показал их взаимосвязь, влияние друг на друга, а также проанализировал появление и развитие внутренней речи и ее связь с мышлением и подражанием. Он писал о том, что в дошкольном возрасте память влияет на мышление и определяет его ход, поэтому для дошкольника думать и припоминать - сходные процессы
В.С. Мухина У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов
Возраст детей Количество воспроизведенных слов без использования картинок с использованием картинок 45 лет 67 лет 2,2 4,7 2,92 8,1
Возраст детей Количество воспроизведенных бессмысленных слогов осмысленных слов 4 5 лет 6 7 лет 0,23 2,2 1,45 4,7
Возраст детей Количество воспроизведенных хорошо знако мых игрушек, легко обозна чаемых словом хорошо знакомых слов названий незнакомых деревьев 34 года 45 лет 56 лет 67 лет 3,9 4,4 5,1 5,6 1,8 3,6 4,6 4,8 0 0,3 0,4 1,2