«Создание условий в ДОУ комбинированного вида для комплексной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья» Людмила Григорьевна Богачева, старший воспитатель старший воспитатель МДОУ комбинированного вида детский сад 69 Управления образования Администрации г.Апатиты
Формирование групп ДОУ Общеразвивающие группы Специализированные группы Дети с нарушениями ОДА Дети со сложными дефектами
Условия для ПМП-сопровождения Материально-технические условия Предметно-развивающая среда Нормативная база Квалифицированные кадры Служба психолого-медико- педагогического сопровождения
Служба ПМП-сопровождения в структуре управления дошкольным образовательным учреждением Воспитанники, родители Психолого-медико-педагогическая служба воспитатели Педагогический совет Заведующая ДОУ Управляющий совет Старшая медсестра Младший обслуживающий персонал Начальник хозяйственного отдела Общее собрание трудового коллектива Старший воспитатель
Координация работы службы Заведующая ДОУ Руководитель ПМП-службы - педагог-психолог (сбор банка данных) старший воспитатель (председатель ПМПк) Ребенок и семья ПМПк ДОУ 1.Анализ комплексной диагностики развития ребенка 2.Разработка индивидуального маршрута развития 3.Определение направлений и мероприятий коррекционно-развивающей, воспитательно-образовательной работы 4.Рассмотрение вариантов взаимодействия педагогов и специалистов 5.Рекомендации родителям Врач-невролог Старшая медсестра Инструктор ЛФК м/сестра по массажу Физио м/сестра музыкальный руководитель учитель- логопед, дефектолог воспитатели Педагог- психолог
Цели и задачи службы Цели: Цели: обеспечение естественного развития детей через включение здоровьесберегающих технологий, формирование толерантности у воспитанников в условиях временной интеграции, психолого-педагогическая поддержка семьи, педагогов. Задачи: Задачи: оптимизация развивающей среды, совершенствование воспитательно-образовательного процесса, апробация различных форм коррекционной и развивающей работы, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, создание условий для социальной адаптации и разных форм интеграции воспитанников с ОВЗ, преодоление у здоровых сверстников негативных стереотипов и установок по отношению к детям с особенностями в развитии, формирование психолого-педагогической культуры родителей: обеспечение необходимыми знаниями об особенностях ребёнка, оптимальных формах взаимодействия. установление партнёрских, доверительных отношений в системе «Детский сад – семья».
Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА врач-невропатолог ст. м/сестра инструктор ЛФК м/сестра по массажу физио м/сестра охрана и укрепление здоровья частичная реабилитация в физическом развитии контроль санитарно- просветительская работа координация медицинского сопровождения ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА педагог-психолог ДОУ психологическая диагностика развитие и коррекция психологическая профилактика и просвещение социальная адаптация и интеграция психологическое консультирование взаимодействие по вопросам психологического сопровождения ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА учитель-логопед ДОУ, дефектолог специальная диагностика коррекционно- развивающая работа развитие лексико- грамматических к атегорий обучение началам грамоты консультирование, просвещение родителей взаимодействие по коррекции речевых нарушений ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА старший воспитатель воспитатели инструктор по физической культуре музыкальный рук. педагогическая диагностика создание развивающей среды организация ВОП индивидуальная работа просвещение родителей осуществление преемст-венности по вопросам воспитания и обучения МОДЕЛЬ ПМП – службы МДОУ «Детский сад комбинированного вида 69»
Направления работы Комплексная диагностика развития ребенка Организация и проведение коррекционно- развивающие мероприятий Методическая работа Комплексные лечебно- оздоровительные и реабилитационные мероприятия Консультативно- просветительская помощь родителям по вопросам воспитания и обучения Установление различных форм сотрудничества с другими институтами детства (ОСДР, МОУ СШ 3, 5) Психолого-медико- педагогическое сопровождение
* Создание банка данных о детях и семье Комплексная диагностика развития ребёнка Методическая, экспериментальная работа Установление различных форм сотрудничества с другими институтами детства (ОСДР, МОУ СШ 3, 5, центр реабилитации детей и подростков, детская поликлиника) ПМПк ДОУ (плановые и внеплановые) анализ комплексной диагностики - зав. ДОУ индивидуальный маршрут развития - старший воспитатель направления и мероприятия коррекционно- -педагог-психолог развивающей, воспитательно-образовательной - учитель-логопед работы - старшая м/сестра варианты взаимодействия педагогов и - инструктор ЛФК специалистов - воспитатели рекомендации родителям Коррекционно - развивающие мероприятия Комплексные лечебно - оздоровительные и реабилитационные мероприятия Консультативно - просветительская помощь родителям Структура работы ПМП – службы МДОУ «Детский сад комбинированного вида 69»
Формы работы Комплексная диагностика развития ребенка. Специальная диагностика (психолог, логопед, инструктор ЛФК, музыкальный руководитель). Педагогическая диагностика. Методическая работа. Повышение профессионального уровня педагогов и специалистов по вопросам коррекции: «Лекторий логопеда», «Гостиная психолога», курсы ПК... Проектная деятельность: составление проектов, создание авторских программ, методических разработок. Инновационная творческая деятельность: - работа творческой группы, - освоение новых технологий обучения и воспитания.
Формы работы Комплексные лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия реабилитационные мероприятия осуществляются в соответствии с «Планом-программой оздоровительной деятельности ДОУ», назначениями врача-невролога, детского психиатра, физиотерапевта и, возможно, после курсов реабилитации в ОСДР (дети-инвалиды): - Медикаментозное сопровождение, - ЛФК, - массаж, - физиопроцедуры
Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий. Индивидуальные занятия специалистов. Подгрупповые занятия. Дополнительные комплексные коррекционно- музыкальные занятия: - для детей с нарушениями эмоциональной, речевой и коммуникативной сферы по программе «Дружная семейка» Формы работы
Консультативно-просветительская помощь родителям. индивидуальные консультации специалистов и педагогов; родительские собрания; психологическое совместное консультирование «родитель+ребёнок»; организация нетрадиционных форм взаимодействия: - клуб общения «Особый ребёнок»; «Родительский факультатив» памятки, анкетирование семинары, «Декада семьи» игровой тренинг «Мы вместе» Формы работы
Установление различных форм сотрудничества с другими институтами детства (ОСДР, МОУ СОШ 3,5, детская поликлиника) Сотрудничество с другими институтами детства по проблеме преемственности ПМП-сопровождения воспитанников на основе договоров о сотрудничестве, планов методического взаимодействия: –семинары –консультации специалистов ОСДР –«Круглый стол» –«День открытых дверей» –мини-педсоветы –«гостевые визиты»(проект «Новые друзья») Формы работы
Схема взаимодействия педагогов и специалистов Психолого-педагогическая диагностика развития ПМПк ДОУ обсуждение результатов диагностики определение направлений работы рассмотрение возможных вариантов взаимодействия педагогов и специалистов Варианты взаимодействия педагогов и специалистов в системе ПМП-сопровождения Ст. воспитатель, воспитатели педагог- психолог учитель- логопед, дефектолог музыкальный руководитель инструктор ЛФК
«Дружная семейка» п «Дружная семейка» программа комплексных коррекционно-музыкальных занятий для детей со сложной структурой дефекта и нарушениями ОДА Основная цель программы : создание условий для повышения адаптационных возможностей и эмоционально-личностного развития дошкольников. Программа ориентирована на работу с детьми, имеющими сложную структуру дефекта (различные формы ДЦП, дефекты слуха и зрения, речевые нарушения) и с нарушениями ОДА (плоскостопие, косолапость, дисплазии), легкой задержкой психического развития и сохранным интеллектом. Возрастной диапазон: от 4 до 7 лет.
«Мы вместе» цикл комплексных обучающих занятий «родитель + ребенок» для родителей и детей группы «Особый ребенок» Основная цель : гармонизация детско-родительских взаимоотношений установление доверительных отношений между семьей и сотрудниками детского сада. занятия с детьми и родителями проводятся педагогом-психологом, музыкальным руководителем и педагогом по изодеятельности периодичностью один раз в неделю во время адаптационного периода (сентябрь – начало декабря)