Программа учебного курса Это нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и количества времени на их изучение. Программа определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. Состоит из: - объяснительной записки с изложением целей и задач изучения; - учебного плана; - программы; - списка контрольных мероприятий; - приложений. -Содержит: - структурированный изучаемый материал курса; - ориентировочное количество времени, необходимое для реализации программы и отдельных тем; - прогнозируемые результаты освоения учащимися учебного материала; - перечень учебного оборудования и наглядных пособий; - список рекомендуемой литературы.
Основные характеристики учебной программы Единство преподавания и учения Единство содержательной и процессуальной сторон Единство обучения и воспитания Функции программы 1.Описательная – излагается содержание учебного курса 2.Идейно-мировоззренческая – знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения школьников 3.Организационно-методическая – организует деятельность учителяи ученика Виды учебных программ Примерные учебные: Утверждаются Министерством образования и науки РФ и имеют рекомендательный характер Рабочие учебные: Строятся на основе примерных программ и утверждаются педагогическим советом школы Авторские учебные: Учитывают требования Государственного стандарта. Следуют авторской логике построения содержания, имеют авторские подходы к рассмотрению материала, выражают авторскую точку зрения на изучаемые явления и процессы. Должны иметь внешние рецензии ученых в данной предметной области. При наличии рецензии программы утверждаются педагогическим советом школы.
Структура учебной программы Линейная: Отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения, как правило, один раз. Концентрическая: Предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз с расширением и обогащением новыми знаниями, связями, зависимостями. Спиральная: Предполагает постепенное расширение и углубление круга знаний, связанных с одной и той же проблемой. Смешанная: Комбинация линейной, концентрической, спиральной структур. Цель учебной программы Цель носит ТРИЕДИНЫЙ характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего, воспитательного. Признаки: 1.Системность содержания и дидактического процесса: Наличие научной психолого- педагогической основы (целостная теория или набор отдельных научных положений). 2. Воспроизводимость и гарантированность результата: Наличие диагностических целей. Наличие логически связанной системы предписаний (этапов), ведущей от целей к задачам и результатам. 3. Система обратной связи: Наличие системы контрольных заданий, адекватных целям. Наличие алгоритма контроля (виды, цели, частота, способы).
Целевые связи носят системообразующий характер, и, чем выше целеобразность их конструкции и реализации, тем выше уровень целостности организации учебно-воспитательного процесса. Цели должны быть реальными, конкретными, четко определенными и дифференцированными настолько, чтобы они могли быть диагностичными для определения результата. Планируя образовательные цели, целесообразно указать какого уровня качества знаний, умений и навыков предполагается достигнуть учащимся: - репродуктивного - конструктивного - творческого. Чем тщательнее определены цели и поставлены задачи, тем конкретнее и стройнее будет структура программы.
Складывается из следующих требований: - Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания - Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность. - Формировать навыки – точные безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма - Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности - Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате обучения Познавательный аспект Развивающий аспект Связан со структурой личности ребенка, тех её сфер, которые нужно развивать: Развитие речи. Развитие мышления. Развитие сенсорной сферы. Развитие двигательной сферы. Воспитательный аспект Предусматривает использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для формирования и развития духовных и нравственных качеств.
Содержание – то, о чем ведется речь при фиксированном высказывании. Содержание – структурированное целое всех значений, привносимых с помощью знаков и символов. Образование – сфера деятельности, обеспечивающая реализацию всех запросов, связанных с формированием способности к будущей деятельности, жизнедеятельности, социально-культурному бытию. Структура – результат совмещения, синтезирования единиц (однородных и разнородных) в рамках того или иного объединяющего принципа и порождающего свойства целостности. Структура состоит из «элементов» и «связей». Элемент, включенный в связи с «иным» в структуре превращается в компонент. О.С.Анисимов
Учебно - тематический план План реализации программы в педагогическом процессе: Определяет темы, разделы изучения содержания курса, время их изучения, почасовую разбивку по темам, последовательность, типы уроков. Фиксирует обобщающие и контрольные мероприятия, темы и виды самостоятельных работ. Систематизирует последовательное освоение основных понятий, умений, навыков. Конкретизирует внутрипредметные и межпредметные связи. Учебная деятельность обучающегося по программе строится в соответствии с заявленными целями программы. Соответствие сути, объема и характера учебной деятельности содержанию программы прослеживается в адекватности выбранных видов деятельности, её содержания (объем, система контроля, задания и т.п.) и организационных форм деятельности.