Психолого – педагогические консилиумы – необходимое условие личностно – ориентированной системы обучения
Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, классе, параллели, которой владеют учителя, классные руководители, медицинские работники, педагог – психолог, социальный педагог.
Чем больше разносторонней информации, тем объективнее мнение об учениках ?
Функции консилиума Педагогический консилиум должен выполнять не только оценочно – диагностическую функцию, но и методическую – выработку наиболее успешного стиля, единства требований и усилий.
Итог консилиума - сформулированные задачи работы с классом и с отдельными учениками. Более того, педагоги решают, какие шаги надо предпринять, чтобы решить поставленные задачи.
Психолого – педагогический консилиум проводится: в соответствии с планом школы; по результатам обследования; по запросу учителя; по запросу педагога – психолога; по запросу родителей школьников; по запросу ученика или группы учеников.
Предполагается проводить следующие плановые консилиумы 1-е классы – проблемы адаптации к ситуации школьного обучения; 5-е классы – проблемы адаптации к ситуации предметного обучения; 6-8-е классы – проблемы младшего подросткового возраста; 9-11-е классы – проблемы старшего подросткового возраста и профориентации.
Объектом обсуждения на консилиуме может быть: параллель классов; отдельный класс; группа учеников; отдельный ученик.
Участники консилиума: заместители директора школы по учебно – воспитательной и воспитательной работе; педагог – психолог; социальный педагог; классный руководитель; учителя – предметники.
Две независимые диагностические линии психологическая диагностика; педагогическое наблюдение.
Взаимосвязь психологической и педагогической диагностики Психологическое тестированиеПедагогическое наблюдение Интеллектуальные психические процессы - Память -Мышление -Интеллектуальная креативность Учебные возможности -Общая обучаемость - Интеллектуальная работоспособность -ОУУН Учебная мотивацияПознавательный интерес и склонность -Отношение к школе -Социометрический статус школьника Самооценка -Эмоциональное состояние Нравственные качества - Доброта -целеустремленность - Трудолюбие -Честность -Дисциплинированность -и т.д.
Информация педагога – психолога включает в себя: результаты собственных наблюдений; результаты экспертных опросов педагогов и родителей школьников; результаты обследований школьников.
Информация о ребенке или его семье облекается в формы: не нарушающие их права на конфиденциальность; доступные для понимания педагогам.
Классный руководитель представляет на консилиум: социальный портрет класса; характеристику общих тенденций в развитии и воспитанности учащихся; информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников.
Классный руководитель фиксирует: трудности, которые испытывает тот или иной ученик в различных ситуациях; особенности индивидуальных черт его обучения.
Консилиум позволяет: педагогу – психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе учителям; учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения школьников; объединить усилия различных объектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и развитии школьников; наметить программу индивидуального развития ученика, класса, параллели; разработать меры по оказанию всесторонней помощи проблемному ученику или группе проблемных школьников.
Учитель в школе поставлен в активную позицию в системе диагностико - аналитической деятельности.