Из опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории Меркуловой Э. А. МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
Большую роль играет систематическая работа с текстом. Необходимо прежде всего понять содержание текста, а после этого анализировать. Содержательный анализ текста, его адекватное понимание позволяет написать сочинение – рассуждение, проверяющее способность выпускника высказывать аргументированное мнение по тексту. МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
Прочитайте текст : 1. Бывалого человека, меня и теперь радос () но волнуют, ( не ) удержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. 2. Люди,( не ) порывающие связь с природой, ( не ) могут почу () ствовать себя вполне одинокими. 3. Как в мечтательном детстве, ( по ) прежнему ра ( с / з ) крыт перед ними прекрас () ный солнечный мир. 4. Всё чисто, радос () но и привольно в осл.. пительном этом мире ! 5. И, как в далёкие дни детства, над головою усталого путника, пр.. легшего о ( т / д ) дохнуть после утомительного похода, колыш ( у / а ) т () ся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматр ( и / е ) вая добычу, ястреб - канюк. 6. Отлежавшись в п.. хучей траве, налюбовавшись золотистыми летними облаками, ( не ) движно застывшими в небесном океане, с новым приливом сил подн ( и / е ) маюсь с тёплой родимой земли, чтобы продолжать свой путь среди цв.. тущего любимого мира … ( по И. С. Соколову - Микитову ) МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
А 28-29; С 1 Проверяемые элементы содержания экзаменационной работы Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Функционально – смысловые типы речи. Информационная обработка текста. МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
А 28-29; С 1 Умения, проверяемые на едином государственном экзамене Адекватно понимать информацию ( основную и дополнительную, явную и скрытую ) письменного сообщения. Использовать основные приёмы информационной обработки текста. Анализировать содержание и проблематику прочитанного текста. МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
1. Определите тему и основную мысль текста. 2. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста. Используйте разные способы формулировки. 3. Прокомментируйте обозначенную проблему. МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
А 11 Проверяемые элементы содержания экзаменационной работы Лексический анализ слова МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
А 11 Умения, проверяемые на едином государственном экзамене Проводить лексический анализ слов \ МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
1. Укажите в каком значении употребляется в тексте слово привольно ( предложение 4) 1) большое, крупное 2) ничем не стеснённое, вольное, свободное 3) широко, свободно раскинувшееся, раздольное 4) привлекающее внимание, яркое МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
В 8 Проверяемые элементы содержания экзаменационной работы Речь. Языковые средства выразительности. МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
В 8 Умения, проверяемые на едином государственном экзамене. Находить в тексте основные выразительные средства фонетики, лексики и фразеологии, морфологии, морфемики и словообразования, синтаксиса русского языка. МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
2. Укажите предложение, в котором содержится метафора, сравнительный оборот, однородные члены предложения МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
А 8,19-25; В 3-6 Проверяемые элементы содержания экзаменационной работы Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Виды предложений по наличию главных членов. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Пунктуация. МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
А 8,19-25; В 3-6 Умения, проверяемые на едином государственном экзамене Определять принадлежность предложения к определённой синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам. Проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения. Проводить пунктуационный анализ предложения. Определять грамматическую основу предложения. МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
3. Укажите предложения, в которых содержится сравнительный оборот. 4. Укажите сложноподчинённое предложение. 5. Укажите сложносочинённое предложение. 6. Укажите предложения с обособленным согласованным определением. 7. Укажите предложение ( я ) с обособленным обстоятельством. 8. Найдите предложение ( я ) с обособленным приложением. 9. Среди предложений текста найдите такое сложное, одна из частей которого является односоставным безличным предложением. 10. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании прилёгшего отдохнуть ( предложение 5). 11. Выпишите грамматическую основу 2 предложения. МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
В 1-2 Проверяемые элементы содержания экзаменационной работы Основные способы словообразования. Морфология. Части речи. МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
В 1-2 Умения, проверяемые на едином государственном экзамене Применять знания и умения по словообразованию на практике правописания. Проводить словообразовательный и морфологический анализ слов. МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
12. Из предложений 2-3 выпишите слово, образованное приставочно - суффиксальным способом. 13. Укажите, к какой части речи относятся слова чисто, радостно, привольно ( предложение 4). В1В1 ПО - ПРЕЖНЕМУ В2В2 ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
А Проверяемые элементы содержания экзаменационной работы Правописание суффиксов, корней, приставок различных частей речи. Правописание НЕ и НИ. МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
А Умения, проверяемые на едином государственном экзамене Применять орфографические правила в практике письма. МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
1. Выписать слова с пропущенными орфограммами, объяснить правописание. МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
С 1 Проверяемые элементы содержания экзаменационной работы Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
С 1 Умения, проверяемые на едином государственном экзамене Анализировать содержание и проблематику прочитанного текста. Комментировать проблемы исходного текста, позицию автора. Выражать и аргументировать собственное мнение. Последовательно и логично излагать мысли. Использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка. Оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка. МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
С 1 Напишите сочинение по прочитанному тексту. МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева
Знаю (информация о тексте) Баллы (максим. кол-во 2 балла за каждый пункт знаний) Умею ( создавать письменное монологическое высказывание) Баллы (максим. кол-во 2 балла за каждый пункт умений) 1. Основные признаки текста 1. Формулировать проблему текста 2. Средства связи предложений в тексте 2. Комментировать проблему 3. Особенности того или иного стиля текста 3. Определять позицию автора того или иного текста 4. Основные признаки текста – рассуждения 4. Выражать собственную позицию, аргументировать ее Итого: 7-8 Б «5» 5-6 Б «4» 4 Б «3» Итого: 7-8 Б «5» 5-6 Б «4» 4 Б «3» МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева