«… в России есть различные общества покровительства, в том числе даже животным, но нет ничего и никого, кто заботился бы об учителе» В.Розанов, педагог и философ конца XIXвека. Отличительные черты профессии педагога Повышенное долженствованиеЭмоциональная насыщенностьДидактическая, поучающая манера речи Формирование излишней властности, авторитарности, категоричности
Роли-функции учителя (по В. Леви)
Уровни деформирования личности деятельностью общепедагогическиетипологические Специфические (предметные) индивидуальные деформации
«Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек» Психологическая защита от деформации– синдром эмоционального выгорания. Это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстранённости и снижения удовлетворения исполнением работы. Основная причина СЭВнесоответствие между личностью и работой.
Факторы СЭВ Ежедневная психическая перегрузка Высокий уровень ответственно сти за учеников Дисбаланс между энергетически ми затратами и низким социальным статусом педагога Поведение «трудных» учащихся
Факторы риска синдрома выгорания Личностные факторы Ситуативные требования Профессиональные требования
Симптомы выгорания Постоянное чувство озабоченности по поводу работы Чувство усталости и пустоты, связанное с ней Раздражение, направленное на коллег или субъектов делового общения Отношение к совершаемой работе как к тяжкой необходимости, а не к тому, что может приносить удовлетворение
Признаки проявления СЭВ Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личностных достижений Негативные переживания Эмоциональное опустошение Негативные установки Формальность отношений «учитель-ученик» Снижение чувства собственной компетентности Уменьшение ценности своей деятельности
Последствия СЭВ Межличностные Установочные Поведенческие Психофизиологические
Профилактика СЭВ Определение краткосрочных и долгосрочных целей Использование тайм- аутов Овладение умениями и навыками саморегуляции Профессиональное развитие и самосовершенствование Уход от ненужной конкуренции Эмоционально- личностное общение Поддержание хорошей физической формы Умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки Возможность переключаться с одного вида деятельности на другой
Мудрые мысли «В печали - не унывай, в радости - не ослабевай». (русская пословица) «Очевидный признак и явное проявление мудрости– неизменное и безграничное жизнелюбие». (М. Монтень) «Жизнь – как вождение велосипеда: чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться». (А. Эйнштейн) «Жизнь не повторяется, щадить её нужно». (А. Чехов)