Краткое знакомство с резьбой по дереву. Древесина, применяемая при резьбе. Инструменты для контурной резьбы. Художественные особенности контурной резьбы.Художественные особенности контурной резьбы. Техника контурной резьбы косяком. Последовательность выполнения резьбы косяком.Последовательность выполнения резьбы косяком. Последовательность обучения. Образцы резьбы.
Резьба по дереву всегда сопутствовала русской деревянной архитектуре и получила большое распространение на территории России. Особенно знаменитыми были резчики русского Севера, Урала, Сибири, Поволжья, Костромской, Владимирской и других губерний.
Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времен, когда изображения небесных светил, зверей и птиц носили культовый характер. Наиболее распространен был символ солнца в виде солярного знака. А среди изображений животных особенно почитался конь.
И в наше время резьба по дереву продолжает оставаться популярной. Сегодня художественную резьбу применяют для украшения коттеджей, дач, домов, квартир, беседок, детских площадок.
Для резьбы пригодны самые различные породы деревьев, но наиболее пригодны мягкие лиственные породы: ольха, липа, осина. Они имеют однородную текстуру, легко режутся.
Основным инструментом, применяемым в контурной резьбе является косяк с различными углами заточки. Кроме этого могут использоваться в зависимости от сложности узора и полукруглые стамески, клюкарзы, уголки.
Контурная резьба по технике исполнения является самой простой. Линейный узор из прямых, извилистых и ломаных линий в виде двухгранных или полукруглых выемок на ровной поверхности древесины выглядит резким и жестковатым. Резьба выполняется по контуру узора. Эта техника широко применяется в русской народной резьбе: орнаменты на резных элементах дома, при изготовлении панно, мебели, посуды, сувениров.
Резьба выполняется в два приема – надрезание и подрезание. Косяк держат лезвием на себя с наклоном около 45*, вводят лезвие в древесину и с усилием ведут по линии рисунка. Надрезав линию с одной стороны, приступают к подрезанию. Положение ножа в руке не меняется, только движение ведется в противоположную сторону. В результате из под ножа выходит трехгранная полоска – «соломка», а на заготовке получается двухгранная выемка.
Сначала на тонированной заготовке делают разметку и наносят узор. Затем выполняют резьбу по контуру рисунка. После завершения резьбы контура узора выполняют отделку фона. Фон может быть сетчатым, прочеканенным, высветленным.
Выполнение на учебных досках резьбы прямых и ломаных линий. Выполнение резьбы элементов простейших узоров. Выполнение резьбы несложных узоров. Резьба панно на тонированных поверхностях. Отделка фона.