ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ УЧАЩИХСЯ 6 «В» КЛАССА ПОДГОТОВИЛИ: КИРИЛЛОВА.Н. СИБРЕНКОВА.А. ТРУСОВА.Н. КОЮШОВА.Г. ГУРЫЛЁВА.Д.
ЦЕЛЬ:НА ОСНОВЕ РАССМОТРЕНИЯ ОСОБЕНОСТЕЙ АВТОРСКОЙ (БАРДОВСКОЙ) ПОЭЗИИ ФОРМИРОВАТЬ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС УЧАЩИХСЯ.
З АЯВЛЕННАЯ ЦЕЛЬ ПРЕДПОЛАГАЕТ РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ : сформировать представление о художественном своеобразии жанра «авторская песня» как уникальном явлении русской культуры; продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественное произведение как явление культуры (образовательная );
развивать взгляд на русскую литературу как на литературу «вечных», философских вопросов бытия, на преемственность тем и идей русской литературы разных периодов; развивать у учащихся познавательный интерес к современному литературному процессу. (развивающая)
Эпиграф И я, забывшись в песенном бреду, Как заклинанье, повторяю снова, Что музыкант лишь тот, кто слышит слово, Поэт лишь тот, кто с музыкой в ладу. А. Розенбаум. «Музыка или стихи».
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Данная тема актуальна и интересна, так как обращена к каждому читателю и слушателю, каждый может найти в ней то,что близко его пониманию и духовному развитию. Сила авторской песни в честности, искренности, поэтому не может не заинтересовать умеющего и желающего думать человека.
ЭТАПЫ РАБОТЫ - Подготовительный этап - Самостоятельная работа -Представление и защита презентаций
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ Подготовительный этап -создание групп Поисковый -определение и выбор темы - постановка цели Аналитический -анализ имеющейся информации -сбор и изучение информации -оценка работы группы -определение роли каждого ученика
Практический -выполнение запланированных действий в группе -консультации с учителем Презентационный -подготовка материалов презентации -защита презентации -вопросы и замечания Контрольный -анализ результатов -оценка работы группы
ПЛАН УРОКА I.Слово учителя. Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. II.Защита презентаций. III.Вопросы и замечания. IV.Итоги урока. Рефлексия
ХОД УРОКА Слово учителя. Поэтический «бум» времен «оттепели», всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел выражение и в явлении так называемой «авторской песни». Название это условно и подразумевает творчество «поющих бардов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой в «авторской песне» является стихотворный текст, которому подчинены и музыка, и манера исполнения. Поэтому словесная сторона принадлежит области художественной литературы.
Авторская песня стала общественным движением 5090-х годов ХХ века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни «неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст
Это песни Булата Окуджавы, Александра Городницкого, Александра Галича, Новеллы Матвеевой, Юрия Визбора, Евгения Клячкина, Владимира Высоцкого, Юлия Кима и многих других. Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах, геологических экспедициях, в неформальной обстановке. Эта «неформальность» авторской песни и составляет ее главную притягательную силу. Авторская песня обращена к каждому, она про каждого,и потому ее интимность не противоречит массовости.
Чем же ценна авторская песня? - значимостью текста -искренностью -доверительностью - обаянием личности автора - демократичностью - исполнением
РЕФЛЕКСИЯ Каковы ваши впечатления от сегодняшнего урока? Изменилось ли ваше настроение? Что нового вы узнали? Песни каких авторов вам нравятся?
Л ИТЕРАТУРА : Андреев Ю.А. Наша авторская…: история, теория и современное состояние. – М.: Молодая гвардия, – 271 с. Авторская песня: сборник / сост., авт. предисл., ст. и ввод. заметок В.И. Новиков. – М.: АСТ: Олимп, – 511 с. – (Школа классики: ШК: Книга для ученика и учителя). Популярная история музыки / Автор-сост. Е.Г. Горбачёва. – М.: Вече, – 512 с., илл. (32 с.) Якименко Р.В. «Слова и ноты»: художественный синтез в бардовской и рок-лирике на уроках литературы в 11 классе // Русская словесность. –