Ваш беспокойный подросток… Взрослым о подростке
Подросток - кто он? Ребенок лет Главное содержание возраста – переход от детства к взрослости
Ведущая деятельность подростка – общение со сверстниками Движущей силой общения подростка является желание быть не просто принятым, но и значимым в глазах сверстников.
Что для него важнее всего? (доминирующие потребности ) 1.Общение в общественно- полезной деятельности 2.Потребность иметь референтную группу (близкий круг общения) и «быть принятым значимыми другими» 3.Потребность во взрослости (собственной значимости) и претензии на равные права со взрослыми 4. Потребность в популярности и стремление к самоутверждению
Особенности роста - (половое созревание, бурная физиологическая перестройка организма),которое проявляется как… Повышенная возбудимость Неуравновешенность Неуправляемость своими эмоциями Конфликтность Резкая смена настроения физического состояния и самочувствия Чувство тревоги
Что в нем появилось нового… Ощущение чувства взрослости, значимости Стремление к самостоятельности и независимости Желание понять себя и оценить себя по сравнению с другими Развитие самосознания, формирование самооценки Формирование характера Критическое мышление Любознательность и жажда проверки себя, склонность к риску Повышенная эмоциональность Появление сексуальных влечений и интересов Способность к самовоспитанию
Особенности характера подростка Болезненное самолюбие Обидчивость Максимализм Бескомпромиссность
Проблемы «отцов и детей-подростков» они предпочитают иметь друзей сами хотят гулять столько, сколько им нравится хотят носить жуткую, экстравагантную одежду неуправляемы, агрессивны им не нравится проводить все время с родителями плохо учатся лгут иногда трудно понять о чем они говорят
Как он общается со взрослыми Терпеть не может опеку Чрезмерно критичен ко взрослым Протестует против их диктата Отстаивает свою самостоятельность Возможен возрастной кризис ( 13 лет), содержание которого – конфликты со взрослыми
Конфликты между подростком и родителями Позиции ПодросткаВзрослого Я уже не ребенокОн еще маленький Я имею те же права, что и взрослый Его права и обязанности должны определять взрослые Я поступаю самостоятельноОн нуждается в постоянном контроле Я могу сам решать, что мне нравится, как причесываться Он должен одеваться так, как нравится мне Родители должны обращаться со мной иначе, чем раньше Наши отношения не нуждаются в изменениях Я сам добьюсь изменения наших отношений и соблюдения своих прав Для его безопасности необходимо заботится о том, чтобы наши отношения остались неизменными
Противоречия возраста Между потребностью во взрослости, равноправии, принятости и неусвоенностью способов взрослого поведения. А) я хочу быть «как все» и одновременно быть «не как все», то есть выделиться, отличиться любой ценой Б) Я хочу обладать правами, но не обязанностями В) Я хочу быть свободным, но не отвечать за свою жизнь Г)Я хочу быть взрослым, но защищенным как ребенок
Как найти с подростком общий язык Равноправие Уважение к личности Доверие Открытость Опора на положительные качества Сотрудничество
Что нового в учебе? Растут познавательные интересы Появляются собственные представления и суждения Развиваются память, внимание, теоретическое мышление
Что можно развить в этом возрасте Научить общаться со сверстниками и взрослыми Сформировать идеалы Научить осознавать и управлять своими эмоциями Развить речь, логическое мышление
Правила для родителей… Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. Принимайте ребенка таким, какой он есть – со всеми его достоинствами и недостатками. Опирайтесь на лучшее в ребенке Внушайте ребенку веру в себя и в свои силы. Стремитесь понять ребенка, ставьте себя на его место. Создайте условия для успеха ребенка Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
Итак, чтобы найти общий язык с подростками, родителям необходимо демонстрировать Принятие, Понимание, Любовь,Равенство, Терпимость