Проектно- исследовательская деятельность учащихся
Проект (лат) – брошенный вперёд. Проект предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). Исследование предполагает организацию процесса выработки новых знаний, но не является созданием какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Главные идеи методов проекта и исследования: мотивационная планирующая информационно-операционная рефлексивно-оценочая
Структура деятельности учителя и ученика при работе над проектом (исследованием) Ученик Определяет цель деятельности Открывает новые знания Экспериментирует Выбирает пути решения Активен Субъект обучения Несёт ответственность за свою деятельность Учитель Помогает определять … Рекомендует источники информации Раскрывает возможные формы работы Содействует прогнозированию результатов Создаёт условия для активности школьника Партнёр ученика Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Группы умений, которые формирует проектная деятельность : развитие познавательных умений и навыков учащихся; умения и знания исследовательского характера умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить. умение представлять результаты своей работы
Как подготовить проект (исследование)? 1. Мотивация 2. Постановка проблемы 3. Актуализация проблемы, новизна (элемент новизны). 4. Определение сферы исследования. 5. Выбор темы исследования: близка и понятна детям; находится в зоне их ближайшего развития 6. Цели, задачи
Как подготовить проект (исследование)? 5. Выработка гипотезы. 6. Выявление и систематизация подходов к решению. 7. Определение последовательности проведения исследования. 8. Сбор и обработка информации. 9. Анализ и обобщение полученных материалов.
Как подготовить проект (исследование)? 9. Подготовка отчета. 10. Доклад. Формирует умения: выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности.
Как подготовить проект (исследование)? 11. Оценка результата: Достигнут конечный результат. Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем. Результат проекта может быть использован другим коллективом. Получено удовольствие от самой деятельности.
Требования к содержанию и оформлению работ титульный лист (заголовок) аннотация научная статья (описание работы) выводы приложение (иллюстративный материал) библиография рецензия
Научное общество учащихся – форма реализации ученической исследовательской деятельности в школе. диагностика одаренности детей и подростков; раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней; знакомство с методами научных исследований содействие эффективности профориентации к профотбору выпускников школы; воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.
В восьми школах города созданы научные общества учащихся, которые объединяют 447 человек с 1 по 11 классы ОУКоличество учащихся в объединениях начальных классов Количество учащихся в объединениях 5-11 классов Итого СОШ СОШ СОШ СОШ СОШ СОШ СОШ СОШ ООШ ИТОГО:
Нормативно-правовая база 1. Приказ директора об открытии НОУ 2. Положение о НОУ 3. Планирование деятельности НОУ (в том числе деятельности секций, отделений и т.п.)