Исследовательская деятельность учащихся на уроках региональной литературы Выполнила: учитель русского языка и литературы, К.Ф.Н. Круглова Елена Николаевна
Актуальность темы Проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов». Методические рекомендации базируются на Костромской региональной программе Ю.В. Лебедева. Учебный материал раскрывает связь русской литературы с Костромским краем, что способствует развитию этнокультуроведческой компетенции. Рекомендации имеют практико-ориентированную направленность.
Цель исследовательской деятельности заключается в повышении результативности использования исследовательских технологий в образовательном процессе. Задачи исследовательской деятельности: – сформировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся; – развить общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; – развивать принцип связи обучения с жизнью; – развивать коммуникационные умения; – развивать поисковые умения (самостоятельно генерировать идеи, самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле, умение устанавливать причинно-следственные связи). Цели и задачи исследовательской деятельности
1. Это целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, чётко сформулированных задач; 2. Процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизведанного, на выдвижение оригинальных идей; 3. Строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов; 4. Совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведённых в единую систему; 5. Совокупность понятий, строго определённых терминов, связанных между собой. Отличительные признаки исследования
Первый этап: – выбор проблемы и темы; – определение объекта и предмета, целей и задач; – разработку гипотезы исследования; Второй этап: – выбор методов исследования; – проверку гипотезы; – непосредственно исследование; – формирование предварительных выводов, их уточнение; – обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций. Третий этап (заключительный). Оформление работы. Структура исследования
Методы исследования (литературоведческие) Историко-графический Историко-биографического Сравнительно-статистический Интертекстуальным Герменевтический Историко-генетический Типологический Сравнительно-исторический
1. Самостоятельность работы; 2. Актуальность и значимость темы; 3. Полнота раскрытия темы; 4. Оригинальность решения проблемы; 5. Артистизм выступления, убедительность; 6. Использование средств наглядности, технологических средств; 7. Ответы на вопросы. Критерии оценки исследовательских работ
1. Этнографические наименования нечистой силы в произведениях С.В. Максимова. 2. Литературные сказки писателей-костромичей (А.М. Ремизова, В.Н. Иванова, Е.В. Честнякова). Черты народной сказки в произведениях. 3. Антропонимика в произведениях русских писателей XIX века, связанных с Костромским краем (Н.А. Некрасов). 4. Пейзаж как средство художественной характеристики в прозе костромских писателей (В.А. Бочарников, В.В. Травкин, Ю.Н. Куранов). 5. Символический смысл цветовой палитры в поэзии В.И. Шапошникова (на материале сборника…) 6. Судьба людей земли Костромской: жизнь и творчество А.А Бугрова. Круг вопросов по региональной проблематике
1. Превращение исследования в реферат. 2. Соответствие содержания теме исследования. 3. Целесообразность использования разных форм, методов исследования. 4. Результативность, практическая ценность исследования. 5. Реализация воспитательных задач в ходе исследования. Трудности исследовательской деятельности
Альтернативные варианты работы над проектом (Модель 1) Тема «Этнографические наименования нечистой силы в произведениях С.В. Максимова» 1. Определение предмета, темы, цели и задач проекта (1-2 месяца). 2. Выполнение работы (2-3 месяца). 3. Предзащита работы в своём классе с целью выявления уровня понимания владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них (1 месяц). 4. Собственно защита на конференции. 5. Рефлексия. Подведение итогов.
Творческий проект (Е.С. Полат). 1. Поиск темы исследования. Формирование рабочей группы. 2. Установочное занятие: цели, задачи исследовательской работы, основной замысел, примерная тематика и форма проекта. 3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам 4. Консультации, формирование идей и замыслов. 5. Групповое обсуждение идей исследования, составление индивидуальных планов работы над проектом. 6. Поисковый этап. 7. Обобщающий этап: оформление результатов. 8. Предзащита проекта. 9. Доработка исследования с учётом замечаний и предложений. 10. Генеральная репетиция публичной защиты проекта. 11. Публичная защита проекта. 12. Подведение итогов, анализ выполненной работы. 13. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов.
Успехов в исследовательской деятельности!