Диагностика процесса воспитания
Выявление и уточнение исходного состояния уровня развития школьника. Пошаговое определение изменений в уровне воспитания детей. Анализ изменений уровня развития детей под влиянием определённых педагогических воздействий. Коррекционные действия.
Три типа диагностики в работе классного руководителя: 1) начальная; 2) корректирующая ( текущая); 3) обобщающая (итоговая)
Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Классный руководитель изучает уровень воспитанности ученика. Существует 3 основных варианта начальной диагностики: а) когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся; б) когда коллектив неновый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом; в) когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.
Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе.
В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течении следующего учебного года
содержание диагностики обучающихся : - демографические данные об ученике и его семье; - данные о здоровье и физическом развитии ребенка; - познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления); - эмоционально-волевая и потребностно- мотивационная сфера; - направленность личности (интересы, отношения, ценности, я- концепция) - поведение, поступки учащихся.
Изучение коллектива: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.
Практические методы диагностики. 1.Общие методы изучения коллектива и личности: анкета, беседа. 2. Продуктивные методы изучения личности: Изучение творчества учеников Тесты личностные, тесты ситуации 3. Действенно-поведенческие методы изучения личности: Наблюдение непосредственное, опосредованное, включенное и другое Дискуссия Социометрические методы Анализ взаимодействия Ситуации естественные, искусственные