К ОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ А СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ : СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ВИДЫ, МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ Веселов Виктор Михайлович – старший преподаватель кафедры здоровьесбережения и психологического сопровождения образовательного процесса
Х АРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА - Крайнее имущественное неравенство - Слабая востребованность духовных ценностей - Усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации молодого поколения; - Сложная криминогенная ситуация, характеризуемая высокими показателями правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних - Кризис института семьи - Ранняя алкоголизация и наркотизация детей и подростков - Низкий уровень компетенции родителей и педагогов в вопросах профилактики асоциального поведения и пропаганды ЗОЖ
Асоциальное поведение Асоциальное поведение – это отклонение от нормы поведения и развития: поступки, действия, несоответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам; социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, несоответствующих установленным в обществе критериям поведения. Сущность девиантного поведения подростка заключается в неправильном осознании им своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания, социальных установок и сформировавшихся привычек, в нарушении мозговой функции.
Асоциальное поведение: факторы формирования Объективные факторы формирования: - семья - неблагополучие в школе - референтная группа (влияние сверстников) Субъективные факторы формирования (индивидуально- психологические особенности личности): - нарушение адаптационного потенциала - несформированность коммуникативных навыков - неприятие моральных правил и норм, принятых в обществе, неумение регулировать свое поведение - несформированность самооценки (заниженная самооценка или завышенная самооценка), тревожность; - нервно-психическая неустойчивость - акцентуации характера
Асоциальное поведение: характерные черты Характерные чертами асоциального поведения являются : - невыполнение основных социальных обязанностей - нарушение нравственных норм - нарушение норм права, в т.ч. и уголовного (криминальное поведение) Все эти характерные черты могут проявляться в следующих типичных поступках: - уклонение от учебной и трудовой деятельности - уход из дома, бродяжничество - увлечение азартными играми - употребление ПАВ (алкоголь, табак, наркотики, токсические средства и т.п.) - систематическое пребывание в антиобщественных, неформальных группах - антиобщественные корыстные действия (мелкая кража, вымогательство и т.п.) - антиобщественные действия сексуального характера - различные формы насилия (агрессия, драка, порча имущества, вандализм и т.п.) - «телефонный терроризм» - суицидальное поведение
Асоциальное поведение: виды Делинквентное поведение – предполагает совершение противозаконных и преступных действий (поступков), влекущих административную и уголовную ответственность – кражи, хулиганские действия, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилования и т.п. Аддиктивное поведение – проявляется в употреблении различных одурманивающих средств (алкоголь, курение табака, наркотики), изменяющих психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость. Аутоагрессивное поведение характеризуется совершением поступков, направленных на самого себя связанных с психическими заболеваниями или сильными душевными расстройствами. Наиболее опасными из этих поступков являются попытки суицида. Асоциальное поведение трудных подростков выражается в неадекватном отношении ребенка к школе, учителям, родителям, отрицательным интересам, неорганизованному досугу, склонности дезорганизовывать общую работу, проявлять грубость, дерзость, совершать циничные поступки.
М ОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Основные компоненты входящие в модель профилактики асоциального поведения в образовательном пространстве: - Выявление учащихся группы риска, имеющих склонность к нарушениям дисциплины, асоциальным формам поведения, отстающих в учебе - Выявление причин отклонений в поведенческом и нравственном развитии - Составление плана и реализация комплекса мероприятий психолого- педагогической деятельности направленных на устранение причин нравственной деформации и психолого-педагогической коррекции поведения личности - Вовлечение учащихся в различные виды позитивной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней - Привлечение к профилактической деятельности всех возможных субъектов профилактики - Педагогическое просвещение родителей и повышение уровня их педагогической культуры (педагогический всеобуч)
Нормативно-правовые документы системы профилактики асоциального поведения и пропаганды ЗОЖ в ОУ - Конституция РФ - Декларация прав ребенка - Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992года - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июля 1999 года - ФЗ - 87 «Об ограничении курения табака» от 10 июля 2001 года - ФЗ - 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 года - ФЗ - 11 «Об ограничениях продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» ноябрь 2005 года Ведомственные и межведомственные нормативно правовые документы: - Письмо МО РФ, МВД РФ, ФСНК РФ от 21 сентября 2005 года ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях».