СИСТЕМНЫЕ ЭФФЕКТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» Э. М. Никитин профессор, д.п.н.
Позитивные эффекты от влияния ПНПО на систему общего образования условно можно разделить на три группы: финансово-экономические o финансово-экономические o образовательные o социальные 1.
ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ 2.
Обеспечена интеграции федеральных, региональных и муниципальных ресурсов и значительно увеличен приток финансовых средств в систему общего образования 2.1
Концентрация ресурсов и существующий рост бюджета общего образования, необходимого для реализации инновационных образовательных программ, для создания качественных условий учебно-воспитательного процесса – это прямое и наиболее наглядное следствие ПНПО 2.2
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ 3.
Рост инновационной активности педагогов и образовательных учреждений, который отражен, в том числе, в росте конкурсной активности школ и учителей. Включаются массовые общеобразовательные и сельские школы 3.1
Количество поданных заявок общеобразовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы за 2006 – 2008 гг. Федеральный округ2006 г.2007 г.2008 г. Центральный федеральный округ Приволжский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ Уральский федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Южный федеральный округ Сибирский федеральный округ Всего:
Количество поданных заявок на конкурс лучших учителей за 2006 – 2008 гг. Федеральный округ2006 г.2007 г.2008 г. Центральный федеральный округ Приволжский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ Уральский федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Южный федеральный округ Сибирский федеральный округ Всего:
Программы развития школ ориентированы на инновации в содержании, формах организации учебного процесса и используемых образовательных технологиях, включая ИКТ, в управлении образовательным учреждением 3.2
Развитие уникальности педагогических систем школ, которая становится важным фактором роста их конкурентоспособности 3.3
Создание и развитие систем стимулирования к участию в инновационной деятельности 3.4
Развитие системы распространения инновационного опыта: o Увеличение вовлеченности в эти процессы образовательных учреждений o Совершенствование механизмов отбора инновационных продуктов o Формирование региональных и муниципальных баз данных об инновационном потенциале школ и учителей o Развитие сетевых моделей диссеминации o Формирование института тьюторства 3.5
Школами осваиваются следующие новые педагогические системы: o Системы работы с одаренными детьми (80,5 % школ, руководители которых участвовали в опросе) o Системы профильного обучения (79,8 % школ) o Новые здоровьесберегающие программы и технологии (82,7 % школ) 4.
По данным опроса, чаще всего используются следующие современные инновационные технологии: o Информационные технологии обучения школьников (93 % школ) o Использование в обучении школьников метода исследовательских проектов (87,2 % школ) o Технологии обучения с использованием групповых форм работы (71,4 % школ) 5.
Происходит модернизация систем внутришкольного управления 6.
Создание систем мониторинга: o Мониторинга качества обучения (92, 4 % школ, участвовавших в опросе) o Мониторинга здоровья школьников (80,4 % школ) 6.1
Внедрение методов демократизации внутришкольного управления: o Систем ученического самоуправления (82 % школ) o Советов школ и управляющих советов (77,5 % школ) 6.2
Происходит совершенствование отдельных систем и функций управления: o Системы управления инновационной деятельности (76,4 % школ) o Системы стимулирования труда учителя школы (74, 1 % школ) o Управления школой на основе программно-целевого подхода (63, 2 % школ) 6.3
Создание школьных команд (управленческих, проблемных, стратегических, проектных и др.) и освоение форм и методов командной работы 6.4
Приоритетный национальный проект «Образование» обеспечил повышение профессиональной компетентности работников образования 7.
o Создание региональных банков инноваций, открытых и доступных для педагогов o Профессиональную экспертизу инновационных продуктов, к которой привлекаются учителя-победители, а также их ассоциации o Издание информационных и методических материалов по авторским инновационным образовательным ресурсам o Формирование инфраструктуры научно- методического сопровождения для школ, осваивающих инновационные методики, технологии, модели, образцы успешной проектной деятельности 7.1
o Организацию тьюторской поддержки и сопровождения школ, осваивающих инновационный опыт победителей ПНПО, как со стороны самих новаторов, так и с помощью специализированных консультационных и методических служб o Формирование, обучение и научно- методическую поддержку управленческих команд в школах, осваивающих инновационный опыт (при разработке и реализации программ развития; инновационных образовательных проектов) 7.1
Формирование системы независимой оценки качества общего образования и гражданского экспертного сообщества заложены основы формирования нового, единого для Российской Федерации критериального аппарата оценки и открытых демократических механизмов выявления лидеров инновационного движения 8.
Формирование экспертного сообщества 9.
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ 10.
принципиально иной психологический фон профессиональной педагогической деятельности Рост доверия к государству со стороны педагогической общественности, повышение престижа общеобразовательных учреждений и педагогов, что создает принципиально иной психологический фон профессиональной педагогической деятельности 10.1
Активизация органов власти на всех уровнях, увеличение их внимания к системе образования 10.2
Повышение открытости системы общего образования для социума 10.3
Рост активности гражданского института 10.4
Развитие сетевых, партнерских отношений, укрепляющих единое культурно-образовательное пространства в регионах и территориях 10.5
Развитие спонсорского движения, Развитие спонсорского движения, поскольку причастность к ПНПО, к поддержке образовательных учреждений становится фактором, повышающим престиж государственных, общественных и коммерческих структур 10.6
Изменения затронули практически все основные структурные элементы российской системы общего образования, что свидетельствует о появлении и проявлении системных эффектов от государственной поддержки школ, реализующих инновационные образовательные программы 11.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ