Технологии работы тьютора
Понятие педагогической технологии Педагогическая технология - совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель). Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Структура педагогической технологии 1. Научный аспект: технология является научно разработанным решением определённой проблемы, основывающимся на достижениях педагогической теории и передовой практики. 2. Формально-описательный аспект: технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов. 3. Процессуально-деятельностный аспект: технология есть сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполаганиие, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов.
Технологии открытого образования Технология консультации Технология развития критического мышления Портфолио Технология сопровождения познавательных интересов Технология сопровождения проектно- исследовательской деятельности Кейс-метод (метод анализа конкретных ситуаций) Технология педагогической мастерской Технология образовательного туризма Робинзонада Дебаты
Требования к технологиям открытого образования 1.Необходимо использовать модульные технологии, для того, чтобы у обучающихся были более широкие возможности для конструирования индивидуальных образовательных программ. 2. Технологии открытого образования должны предоставлять возможность не жесткого педагогического формирования, а более мягкого сопровождения со стороны педагога-тьютора. 3.Технологии открытого образования в качестве обязательного элемента должны содержать возможность и необходимость рефлексии как условия перехода от образования к самообразованию.
Принципы педагогической техники 1. ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА ФОРМУЛИРОВКА: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять обучающемуся право выбора. С одним важным условием право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
Принципы педагогической техники 2. ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ ФОРМУЛИРОВКА 1: не только давать знания но еще и показывать их границы. Сталкивать обучающегося с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. ФОРМУЛИРОВКА 2: использовать в обучении открытые задачи.
Принципы педагогической техники 3. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМУЛИРОВКА: освоение обучающимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности. Что значит работать со знанием: его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
Принципы педагогической техники 4. ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ФОРМУЛИРОВКА: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Принципы педагогической техники 5. ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ (высокого КПД) ФОРМУЛИРОВКА: максимально использовать возможности, знания, интересы самих обучающихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Формы работы тьютора Тьюторский час на нем выявляются удачи и неудачи произошедшего, делаются открытия что нового обучающийся увидел в себе, формулируются предложения на будущее. Тьюторский контроль индивидуальная контролирующая работа тьютора, направленная на использование знаний, умений и навыков обучающихся, обсуждение затруднений, ошибок и решение проблем. Тьюторский клуб коллективная деятельность обучающихся и тьютора, направленная на формирование общих интересов и ослабление коммуникативных барьеров. Работа с учебным материалом индивидуальная и поддерживающая тьюторская работа, направленная на освоение обучающимися представленного материала. Тьюториал коллективная деятельность тьютора и обучающихся в виде открытого занятия с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленная на приобретение опыта использования модельных, стандартных и нестандартных ситуаций, развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей педагогов.
Технологический пакет «Горизонты» Техники, работающие на выстраивание перспектив, целевых областей, идеальных образов. Создание условий для формирования обучающимся образа будущего. Организация процесса целеполагания в образовании. Проявление имеющихся сильных сторон и точек роста в достижении цели. Средства ближнего и дальнего планирования образовательной деятельности.
Технологический пакет «Зеркала» (техники отображения достижений) Создание условий для рефлексивно-аналитической деятельности. Формы организации рефлексии образовательного процесса. Открытые формы мониторинга процесса. Методы аутентичного оценивания. Использование методов психологической диагностики как средств организации «внешнего» взгляда на личностные и деятельностные характеристики человека.
Технологический пакет «Бумеранги» (сравнивание себя с собой – идеальных образов и реальных достижений) Методики соотнесения результатов и целей. Открытые формы мониторинга текущих результатов. Организация самостоятельного отслеживания уровня адекватности реального пути ранее намеченной траектории.
Технологический пакет «Вызовы» ( вызовы и прорывы, встраивание в ситуации развития для обеспечения освоения новых деятельностей) Действие в ситуации неопределенности. Создание ситуаций преодоления. Проектирование зоны ближайшего развития. Организация ситуаций и программ, содержащих образовательный экстрим. Работа с инициативой.
Технологический пакет «Рефлексия» (понимание про себя, про свои приоритеты, ценности, интересы) Анализ способов построения, реализации и оценки индивидуальной образовательной программы. Анализ эффективности освоенных и применяемых способов учебной и образовательной деятельности, социального взаимодействия. Обратная связь с субъектами образовательного процесса.
Технология кейс-стади
Кейс метод в системе методов организации обучения
Представьте в виде ряда ключевых слов понятие «кейс». Кейс это...
Технология «Кейс-стади» «Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно Школа бизнеса Гарвардского университета». Впервые он был применен в 1924 году. «Культурологической основой появления и развития кейс -метода явился принцип «прецедента» или «случая». Метод Case Studies предполагает: подготовленный в письменном виде пример кейса из практики; самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися; совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя; следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".
Кейс-стади (case-study) - буквально: "изучение случая". Форма активного проблемно-ситуативного учебного занятия. Непосредственная цель case-study - совместными усилиями сформулировать, проанализировать, дать оценку, выработать алгоритм практического решения проблемной ситуации, возникающей в контексте конкретного положения дел случая.
Структура кейса Описание проблемной ситуации (собственно сам кейс); перечень вопросов, на которые надо ответить, или заданий, которые необходимо выполнить при работе с кейсом; пояснительная записка для преподавателя - это предназначенное для преподавателя описание особенностей кейса и работы с ним в аудитории; приложения, представляющие фактический материал в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, карточек, анкет.
Материалы для создания кейса Проблемные реальные ситуации Интересные исторические факты Литературные источники
Результаты работы с кейсом Учебные (результаты, связанные с освоением знаний и навыков) Освоение новой информации Освоение методов сбора данных Освоение методов анализа Умение работать с текстом Соотнесение теоретических и практических знаний Образовательные (результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения) Создание авторского продукта Образование и достижение личных целей Повышение уровня профессиональной компетентности Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
Способы работы с информацией Продвинутая лекция – работа с текстомПродвинутая лекция Инсерт – система маркировки текста (пометки на полях): «V» - «знаю»; «-» - «противоречит моим первоначальным представлениям»; «?» -«хочу узнать, есть вопросы»; «+» - «новое знание».
«Мозговой штурм» Иерархия вопросов I уровень - что ты знаешь? II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ) III уровень - применение, анализ, синтез
«Ромашка Блума»
Простые вопросы вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно- следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
«Ромашка Блума» Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
«Корзина» идей
Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей) Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Обучающиися записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей)
Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) ЗнаюУзнал новое Хочу узнать подробнее
Перекрёстная дискуссия Я готов применять технологию развития критического мышления учащихся на своих уроках ДаНет
Оценка качества информации 1.Отделите поддающиеся проверке факты от интерпретаций и суждений. 2.Определите, что в данном материале для вас существенно, а что неважно или ненужно. 3.Выделите недоказанные или слабо аргументированные предположения. 4.В чем вы видите предвзятость и необъективность автора? Почему вы так решили? 5.Насколько можно доверять этому источнику? Что для вас является критерием достоверности? 6.В чем состоит точка зрения автора этого материала? Почему вы так считаете? Можно ли проследить логику рассуждений, как автор приходит к своим выводам и умозаключениям? 7.Насколько сильно аргументирована позиция автора? Или он предлагает вам принять свои суждения на веру? Как вы пришли к такому суждению? 8.Насколько точна информация в этом материале? Что вы сделали для того, чтобы убедиться в ее точности? 9.Приводит ли автор альтернативные точки зрения? Как он относится к аргументам своих оппонентов?
Стратегии обучения умению решать проблемы Жить – значит иметь проблемы. Решать их – значит расти интеллектуально. Дж.Гилфорд
Стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ» Дж.Брэндсфорд и Д.Стайн; адаптация: И.О.Загашев
Стратегия «ИДЕАЛ» Интересно, в чем проблема? Давайте найдем как можно больше способов решения проблем! Есть ли какие-либо хорошие решения? А теперь сделаем выбор! Любопытно, как это осуществить на практике?
Интересно, в чем проблема? Распознавание проблемы, которая может быть решена и достойна решения, есть... тоже своего рода открытие. Макс Поланьи Сформулируйте свою проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не» и обязательно присутствовать местоимение «я».
Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы! Итак, проблема сформулирована. В течение 10 минут (может быть и другое количество времени), необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные. Запретите себе критиковать себя и говорить: «Я больше ничего не придумаю», «Других способов нет», «Ну на этом и хватит» и т. д. Вы должны придумывать все новые и новые варианты, пока не истечет указанное время, либо определенное заранее количество идей.
Есть ли какие-нибудь «сильные» решения? Отметьте в своем списке «галочкой» или знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Можете их уточнить, но ни в коем случае не критикуйте! Для критики время еще не пришло! Если удачных вариантов вы не видите, то сделайте небольшой перерыв, и продолжите работу. Если по поводу какого-то варианта вы сомневаетесь, то обозначьте его как «+ –».
А теперь сделаем выбор! Итак, перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой» (или знаком «+») способами решения проблемы. Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант. Учтите, что он может только «выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к списку через некоторое время.
Любопытно, как это осуществить на практике? Пришло время наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность». Действуйте!
Стратегия «Мозаика проблем» автор модификации: Иветта Силова
Этапы применения 1. Задача - свести различные стороны проблематики воедино, чтобы продвинуться дальше в изучении темы (в разрешении проблемы). 2. Обучающиеся, совместно с преподавателем, выделяют несколько аспектов, которые фиксируются на листе ватмана (или флип-чарте). 3. Эти аспекты «вырезаются» ножницами и раздаются по группам. 4. Задача состоит в том, чтобы записать сведения, связанные с аспектом проблемы (на обратной стороне листа). Перед тем, как записать, нужно ознакомиться с предыдущими записями. В группе необходимо назначить одного-двух человек, отвечающих за своевременное поступление в группу тех «отрезков», над которыми они еще не работали. 5. Каждая группа (или каждый обучающийся, если преподаватель хочет непременно задействовать всех) должны за выделенное время что-то отразить в как можно большем числе аспектов. 6. Затем обсуждаем различные варианты и формулируем исследовательские задачи, направленные на разрешение проблемы. Самое главное – четко сформулировать аспекты темы!
Стратегия «Фишбон»