«От того, как педагог справляется с конфликтными ситуациями, зависит атмосфера в группе, взаимоотношения между педагогом и студентом. мироощущение детей, их жизненный тонус. Педагог должен уметь корректировать негативное поведение студентов, не причиняя вреда и не теряя своего авторитета». Э.М. Линд, педагог-психолог, учитель высшей категории Центра наставничества молодых специалистов образовательных учреждений МГРИ, г. Москва
1.Позитивные взаимоотношения со студентами 2.Партнёрские отношения со студентами
Правила: 1. Студент выбирает поведение, а преподаватель помогает сделать выбор осознанным. 2. Свобода выбора – это готовность самому отвечать за его последствия.
Цели дисциплинарного нарушения: привлечение внимания власть месть стремление избежать неудачи.
Первая: Некоторые ученики ведут себя плохо для того чтобы педагог уделил им особое внимание. Они хотят быть в центре внимания, требуют его все больше и больше. Суть их «плохого» поведения демонстративность. Такие поступки отвлекают всю группу, педагога и работать становится невозможно. Вторая: никто не учит студента, как добиться внимания в приемлемой манере. Третья чем меньше внимания студент получает дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в техникуме.
Поведение учеников, добивающихся власти, может проявляться активной и пассивной формах. Активная форма это вспышки негодования (они неуважительно отвечают преподавателю, хамят). Пассивная форма тихое непослушание, оправдание ленью, забывчивостью или плохим физическим состоянием.
Часто студенты с такой мотивацией поведения выглядят угрюмыми, злыми. Если в ответ на поведение студента вы чувствуете обиду боль опустошение, то, скорее всего, скрытая цель такого поведения – месть. Первые ответные реакции: ответить силой подавить любой ценой; уйти, избежать сложившейся ситуации.
Поведение студента может быть деструктивным, если его цель - избежать неудачи. Эти дети не задевают вас, не вносят хаос в деятельность группы, хотят быть незаметными, но они очень редко взаимодействуют с группой и педагогом. Часто студенты, боящиеся неудачи, ничего не делают, надеясь, что этого не заметят. Они любят откладывать выполнение задания «на потом» не до конца начатое дело, оправдываются плохим физическим состоянием, медицинским диагнозом.
Такое поведение студентов обусловлено следующими причинами взрослые в основном занимается тем, что указывает на ошибки и несостоятельность студента (такой стиль общения безрезультатен» неоправданно высокие ожидания родителей и педагогов от студента и его страх не соответствовать этому ожиданию упор на соревнование (если вы ставите студента перед выбором: быть ему победителем или проигравшим, то некоторые из студентов примут решение не играть вообще)
1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении) студента, а не его личности описывайте поведение студента безоценочно. Разговор о проступке ограничьте обсуждением того, что случилось «здесь и сейчас». Будьте твердым но доброжелательным.
2. Контролируйте свои негативные эмоции. Когда нас душат гнев и возмущение, мы не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Если вы научитесь управлять своими эмоциями и не будете «выливать» на головы студентов потоки «благородного гнева», то лишите властолюбца желаемой реакции и подготовите почву для успешного взаимодействия с ними.
3. Не усиливайте напряжение ситуации. Не следует: повышать голос; оставлять последнее слово за собой; разговаривать с сарказмом; читать морали; передразнивать или придираться; сравнивать одного студента с другим.
4. Не «закрывайте» студенту пути к хорошему поведению в будущем. Запомните следующие правила: говорите о «плохом» поведении, а не о плохом студенте не сравнивайте студента с другими; не обвиняйте; избегайте чтения морали и лекций о поведении.
5. Обсуждайте проступок студента позже. Поговорить о некрасивом поведении студента необходимо, но не в момент самой выходки. Это можно сделать через час а может быть, на следующий день. Отреагировать на проступок можно немедленно, но совсем не так, как ожидает ваш студент. А серьезное обсуждение отложить. Можно время от времени организовывать общие дискуссии о нарушениях поведения, обсудить, что является приемлемым а что нет.
6. Позволяйте студенту «сохранять лицо» не задевайте честь и достоинство студента. Позвольте ему «поиграть» по-своему т. е. предоставьте возможность использовать свои способы защиты например: выполнить ваши требования не сразу, «тянуть» несколько секунд строить гримасы, выполняя ваше требование перед тем как подняться, говорить что-то типа «не буду», «не хочу», чтобы последнее слово осталось за ним. Тогда вы, как педагог, получите то, что хотели, и не заденете чести студента. Оба в выигрыше!
7. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения т. к. это позволит в дальнейшем обучать детей адекватному выражению своих чувств.
Проблему нарушения дисциплины в группе приходится решать каждому педагогу. Любой педагог может перечислить разные формы нарушения дисциплины: грубость, дерзость, непослушание, не корректное выражение, глупые вопросы, резкая критика действий и поступков педагога и др. Для того чтобы справиться со сложной конфликтной ситуацией, педагогу необходимо умело сочетать различные технологии, действия педагога не должны вызывать тревогу, стресс, ощущение беспомощности у студента. Специфика поведения педагога заключается в том, что он должен, не уронив свой авторитет, скорректировать поведение студента, не ущемляя его достоинство.