Тема: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста как средство развития речи» Творческое название: Автор: Маланькина Наталья Ивановна, воспитатель МОУ прогимназии «Радуга» г. Тамбов, 2012г.
Актуальность Актуальность проекта заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Современные ФГТ и уровень информации требуют все больше внимания уделять интеллектуальному развитию ребенка. Процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи). Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе в дошкольном учреждении.
Цель проекта Совершенствовать умения детей, фиксировать полученные в результате активного использования всех органов чувств впечатления об окружающем мире в речи.
Задачи проекта Формировать сенсорику детей в разных видах деятельности. Обогащать опыт детей новыми способами мышления, закреплять полученные навыки. Учить использовать эталоны речи, как общественно обозначенные свойства и качества предметов. Развивать навык передачи полученных впечатлений посредством речи.
Целевые группы Воспитанники средней группы Воспитатель Родители Логопед Тип проекта Практико-ориентированный Краткосрочный (с по ) Межпредметный
Подготовительный этап 1.Диагностика уровня познавательного интереса и развития речевой деятельности. 2.Изучение методической литературы по данному вопросу. 3.Разработка плана дальнейшей фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями.
П редметно-игровая деятельность ребенка 4-5 лет направлена на: формирование умений сравнивать, устанавливать размеры предметов, определять их форму, цвет, пространственные взаимоотношения; совершенствование восприятия на занятиях рисованием, лепкой, конструированием. Основной этап Каждое отчетливо и прочно усвоенное представление должно отразится в столь же прочно усвоенном слове
Основной этап 1.Проведение родительского собрания на тему «Организация жизнедеятельности детей. Сенсорное развитие в саду и дома». Чувственный опыт служит основой для познания мира, это база для развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического развития ребенка зависит от уровня его сенсорного развития и воспитания от того, насколько: а) совершенно ребенок видит и слышит (действуют его анализаторы); б) насколько качественно он может перерабатывать информацию;
2.Проведение занятий (подгрупповые) – 34 занятия. Основной этап грамотаграмота развитиеречиразвитиеречи ознакомление с окружающим миромознакомление миром математикаматематика лепка и аппликация лепка обогащение чувственного опыта
3.Индивидуальные занятия с детьми – 26 занятий. Основной этап Дидактические игры: «Собери бусы» «На что похоже?» «Отгадай-ка»«Отгадай-ка» «Парные картинки»
4.Консультации с родителями. Основной этап индивидуальный подбор специальных упражнений для развития восприятия пространства, величины, формы, расстояния, местоположения и пространственных отношений между предметами. рекомендации по выполнению упражнений.
Заключительный этап 1.Обработка результатов проекта 2.Оформление результатов проекта для родителей
Результаты работы Математика малышам
Результаты работы Ознакомление с окружающим миром
Результаты работы Развитие речи
Результаты работы Психическое развитие
Выводы Анализ проведенной работы показал: Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, способствует развитию речи и сенсорных эталонов. Представленная система работы способствует развитию познавательных способностей. На основе использования игр, обогащающих чувственный опыт, у детей развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас.
Литература 1.Воспитание и обучение в средней группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. В.В. Гербова. М.: Мозаика-Синтез, с. 2.Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей средней группы дет. сада/Т.Н.Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, – 208с. 3.Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей Дошкольное воспитание. Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредствам использования интегрированных пособий / Кочергина Е. С./