Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 15 «Огонёк»
Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании... Он берет карандаш и на листе бумаги пытается показать увиденное. Одним из самых значимых и объективных свойств окружающей действительности для ребенка является цвет. Изобразительная практика обогащает восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни.
Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне. Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника
Для формирования чувства цвета у детей необходимо соблюдение ряда условий: Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все ее виды. Широкое использование в работе с детьми классических и народных произведений изобразительного искусства. Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми. Систематические наблюдения в природе, выделение цвета ее объектов и явлений, изменение цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т. п. Использование дидактических игр в работе с детьми. Эстетическое оформление среды, использование детских работ. Компетентность педагога в вопросах цветоведения. Просветительская работа дошкольного учреждения с семьёй.
Задачи: знакомство с цветовыми эталонами; ознакомление детей со свойствами и особенностями цвета; знакомство детей со средствами художественной выразительности (контрастом, нюансом, формой, пропорциями, насыщенностью и т. д.); знакомство с классификацией цветов и оттенков; воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета; использование эмоционального воздействия цвета на развитие и гармонизацию личности.
Взаимодействие с детьми Цель: дать знания по цветоведению и создать условия для использования их в детском творчестве. Формы работы: Непосредственно образовательная деятельность; игры; экспериментальная деятельность; экскурсии; встречи с художниками. Взаимодействие с педагогами Цель: повышение пед. компетентности в данном направлении, поиск путей реализации задач. Формы работы: организация развивающей среды, консультации, практикумы, создание банка диагностического и развивающего инструментария (игры, литература, упражнения) Взаимодействие с родителями Цель: педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми Формы работы: консультации, практикумы, демонстрация занятий с детьми, семейная творческая деятельность
Методы : Информационно - рецептивный Словесный Репродуктивный Эвристический Мониторинговый.
цветовое решение будет соответствовать поставленной изобразительной задаче; цветовые соотношения будут близки к реальным; в цветовых соотношениях образа будут присутствовать элементы фантазии; дети должны использовать в рисунках различные оттенки цвета; дети должны овладеть правильной техникой работы с художественными материалами. дети должны будут уметь передавать насыщенность цвета. Ожидаемые результаты по работе детей с цветом :
Наука об изучении цвета называется цветоведением. Цветоведение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нарисовать хорошую картину. Основных чистых истых цветов всего три. Остальные цвета называются производными, или составными. Красный, синий и жёлтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому их и называют основными цветами
Три главных цвета Желтый цвет Синий цвет Красный цвет
Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые называются составными
Цветовые оттенки основных цветов Если разбавлять краски водой, то тон их будет бледнее, из красного получится бледно красный, то есть розовый, а из синего – голубой и т.д. Можно добавлять в краски белила (т.е. белую краску). Данное свойство по изменению цвета называется светлотой. Добавление черной или серой краски к трем основным приведет к изменению цвета от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов и к проявлению другого свойства – насыщенности цвета.
Кроме того, существуют ещё три нейтральных цвета: белый, серый и чёрный. Эти нейтральные цвета усиливают основные, то есть белый лебедь на чёрном фоне будет ещё белее.
Последовательность расположения цветов радуги Александр Зайцев «Радуга»
Теплые и холодные цвета Зеленый цвет может быть и теплым и холодным Теплые цвета Холодные цвета
Литература 1. Аллаярова И. Е. Симфония красок. М., Дубровская Н. В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения. Санкт-Петербург «Детство- Пресс», Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. М., Евдокимова М. М. Учимся рисовать красками. М. «Дрофа», Комарова Т.,С. Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. М. Педагогическое общество России, Нищева Н. В. Разноцветные сказки. Санкт-Петербург«Детство- Пресс», Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., Трофимова М. В. Тарабарина Т. И. И учёба, и игра изобразительное искусство. Ярославль «Академия развития»,
ПРЕЗЕНТАЦИЮ СОСТАВИЛА Тубис Наталия Валентиновна Воспитатель по изодеятельности МДОУ «Детский сад 15 «Огонёк»