Гайсинюк М.Н преподаватель физики и электротехники ГБОУ СПО «ТГМТ» КК 2013 г.
Коллективный способ обучения это работа учащихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим коллектив, т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех.
1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека - есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций: простых и сложных.
2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей Этапы: восприятие учебного материала; его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий; запоминание и сохранение в памяти изученного материала; применение усвоенного в практической деятельности.
3. Активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.
Организационные особенности. Четкость, упорядоченность отсутствует. Говорят все Все общаются Рабочий шум Смена рабочих мест
Обучают ученики Разные темпы и материал Полная самостоятельность Сотрудничество Усвоение и применение максимально приближены
Ученик – субъект В соответствии с индивидуальными особенностями Спонтанный характер Учатся выступать
Каждый работает на себя и на других. Отношения ответственной зависимости, коллективистские.
Говорят, рассуждают Усваивают быстро и качественно Педагогические способности развиваются
1. Совершенствование навыков логического мышления и понимания. 2. Развитие навыков мыслительной деятельности и памяти. 3. Актуализация и мобилизация предшествующих знаний и опыта. 4. Ответственность за свои успехи и за результат труда в коллективе. 5. Возможность оценить свои возможности и способности. 6. Прочное усвоение учебного материала.
1. Шумовые помехи (проговаривается материал сразу несколькими учащимися) 2. Организационные помехи (свободное хождение учащихся) 3. Большая подготовку к уроку (готовится методический и дидактический материал) 4. Учащиеся не умеют общаться, задавать вопросы.
1. Взаимные диктанты в парах сменного состава 2.Совместная работа учащихся в парах сменного состава по карточкам 3.Работа в малых группах 4. Работа по вопросникам
Взаимопроверка под контролем учителя. На уроке математики проверяем мини- олимпиады (5 логических задач). Ответы дети пишут в тетради в квадратиках. При проверке учитель дает пояснения к задачам. Действует правило: у себя никто не проверяет.
Ручеек. (механизм смены пар). Идет общение ребят внутри одного ряда, где работают до 10 учащихся. Для этой работы учитель заготавливает 3 комплекта аналогичных карточек по числу учащихся в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. В более старших классах учащиеся могут делать такие карточки дома. Используем на уроках закрепления, время работы минут.
На доске присутствует алгоритм работы. 1. Получи карточку с заданием. 2. Прочитай задание и выполни самостоятельно. 3. Проверь данное задание по ключу. У. 1 диктует У. 2. У.2 пишет и объясняет. У.2 диктует, У.1 пишет и объясняет. 5. Проверьте друг друга. 6. Сообщите о выполнении задания (знак) 7. Перейдите «ручейком». 8. Продолжайте работу в псс с пункта 4.
Работа по вопросникам позволяет повторить всю теорию по изучаемой теме. При этом можно пользоваться учебником. Ученики работают в парах. Учителю отвечает контрольная пара.
Работа в малых группах эффективно проходит на уроках – тренингах. Тренинг – это урок активной мыслеречевой деятельности учащихся, формой организации которого является работа в четверках. Структура уроков-тренингов. 1. Постановка цели. Осмысление эпиграфа урока в ресурсном круге. 2. Самостоятельное работа. принятие собственного решения. Каждый ученик получает карточку, которая содержит вопросы и три варианта ответов. Правильным могут быть один, два, а иногда и все три варианта.
На этапе самостоятельной работы ученик должен рассмотреть все три варианта ответов, сравнить их, сделать выбор и подготовиться к объяснению своему товарищу, почему он так считает. Ребенок учится осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их, находить оптимальный вариант.
3. Работа в четверке. Поочередное высказывание мнений. Обсуждение. Принятие общего решения. 4. Выслушивание классом различных мнений и доказательств. 5. Экспертная оценка учителя. 6. Самооценка. 7. Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа.
Материалы I Международной педагогической мастерской: «Компетентностный подход в проектировании содержания образования на предметном уровне» г. Прага (Чехия) 2013