«Что побуждало людей придавать обыденным, полезным вещам «домашней утвари», посуде, мебели прекрасные формы, яркую расцветку, затейливую резьбу, что вообще побуждало людей украшаться и украшать?» И сам отвечал: «Стремление к совершенству формы… Людям, работающим над изменением вещества, материи, доступна величайшая из радостей – радость творцов нового, необыкновенного». М.Горький
Кроссворд По горизонтали: 1.Человек, который выполняет что- нибудь с большим художественным вкусом, мастерством. 2. Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. 3. Синий, зеленый, фиолетовый – это какие цвета? 4. Цвет самого предмета. 5. Красный, синий, желтый – это какие цвета? 6. Картина И.И.Левитана. 7. Назовите один из видов изобразительного искусства.
Декоративные росписи работ. Хохломская роспись
Из истории Хохломы Золотая Хохлома – яркое самобытное явление русского народного декоративно- прикладного искусства. Этот традиционный худо- жественный промысел возник в XVIIв. в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные из- делия. Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора.
Поэты о ней слагают стихи
Цветовая гамма хохломской росписи Красная Золотая Серебряная Черная
Процесс изготовления Хохломы Вытачивание на токарном станке белой деревянной посуды – так называемого «белья» Затем следует грунтовка – покрытие жидким раствором глины или синтетическим грунтом Далее идет лужение серебром, оловом, а в настоящее время алюминием Изделие становится гладким, блестящим, готовым для росписи Нанесенная роспись закрепляется сушкой в печи Изделие лакируют и подвергают «закалке» или горячей сушке, в зависимости от состава лака Готовые изделия, вынимаемые из печи, сияют золотым солнечным блеском. Они прочны, легки, красивы, не боятся ни жару, ни стужу.
Роспись Хохломы В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси
Типы орнамента «верхового» письма Верховое письмо - узор пишется черной, красной, зеленой, желтой красками на серебряном фоне изделия сверху. После обжига он приобретает золотой цвет.
Типы орнамента «фонового» письма Фоновое письмо – сначала рисуют кон- цом кисти контуры всех элементов узо- ра, а затем серебря- ный фон изделия за- крывают черной или красной краской, ос- тавляя узор не закра- шенным. Растительный узор остается золотис- тым.
Элементы хохломской росписи
Назначение деревянной посуды Ендова и чарка – посуда для праздничных напитков Ставец – посуда из двух частей (крышка и тулова) для двух блюд Чаша обеденная и миска
Братина – посуда, в которой подносились напитки к праздничному столу Чаша большая и малая Блюдо праздничное Скобкарь –посуда с двумя рукоятками для праздничного стола Рубель - приспособление для выкатывания чистого сухого белья, заменявшее наше глажение утюгом
Задание Допишите на чашке стебель последовательно травными элементами, чтобы получился симметричный орнамент