Технология раскрепощенного развития В.Ф. Базарного
Базарный Владимир Филиппович - учёный, врач, музыкант и педагог- новатор, доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Почётный работник общего образования Российской Федерации. Около 30 лет посвятил решению проблемы предотвращения демографической катастрофы путём сохранения и укрепления здоровья её подрастающих поколений. В своих исследованиях убедительно показал, что существующая система воспитания и обучения детей в семьях, детских садах и школах сориентирована против природы ребёнка. Создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье
Главными источниками нездоровья детей являются следующие причины: Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья; Не учитывается моторно-динамический образ ребенка Взрослые не формируют у дошкольников функциональную зрелось тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть школьных нагрузок; Занятия в ДОУ проходят в основном в режиме ближнего и частично дальнего зрения; Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве, с обеднённой развивающей средой; Игра стала носить образовательные цели и лишь частично воспитательные. Дети перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме.
Режим динамических поз – это периодическая смена поз, перевод детей из традиционной позы обучения сидя, в позу - стоя. Первый способ не требует никаких материальных затрат: там, где это возможно менять позу детей (сидя-стоя). Второй способ - использование настольной конторки, с оптимальной для зрительного труда наклонной поверхностью и меняющейся высотой рабочей поверхности
МЕТОДИКА ЗРИТЕЛЬНО-КООРДИНАТОРНЫХ ТРЕНАЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ СХЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ Режим 1 непроизвольного зрительно-моторного «скольжения» по траекториям. Режим 2 Дети периодически становятся в центр под схемой- тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующее упражнение. При этом они выполняют непроизвольно-сочетанное движение глазами, головой и туловищем. Кратность - примерно по движений по каждой траектории (по «овалам», по «восьмерке» и по «кресту»).
Режим 3 Дети, фиксируя взором траектории (т.е. с постоянно поднятой головой), вначале учатся «обходить» схемы-траектории, а затем «оббегать». Режим 4 Плакат со схемой размещается на стене, напротив лица. Занятие заключается в поочередном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним глазами.
Методика сенсорно-координаторных тренажей В четырех верхних углах группы фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные изображения Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: Под команды педагога « … » и т.д. дети начинают достаточно живо фиксировать взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинке. Продолжительность фиксации одного изображения в самом начале таких упражнений составляет в среднем 0,5 сек. Режим (порядок) счета через 30 секунд меняется на противоположный: … В заключительной части тренажа (продолжительностью сек) режим счета задается в случайной последовательности, например: , и т.д. Общая продолжительность всего тренажа занимает в среднем 1,5 мин.
Методика обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей построения многих этапов ЗАНЯТИЯ в режиме подвижных объектов, например, при работе с коромыслами. Организовать движение наглядного учебного материала, постоянный поиск и активизация детских заданий (карточки с заданиями располагаются в разных частях группы, и которые дети должны найти и использовать в своей работе).
Широкоформатное природно–экологическое панно
Организацию детского хорового пения на классической и народной музыке: каждый день на одном занятии проводится «минутка пения», основанная на народных песнях и классической музыке. Включать в акты запоминания возможно большего числа органов чувств (зрение – модели, образы; слух, осязание). Ритмически-нажимное письмо перьевой ручкой универсальный метод формирования тонких рабочих движений рук у детей и подростков Раздельно-параллельное образование мальчиков и девочек (совместные кружки, вечера, праздники). Оптимальные темпы, с учетом работоспособности детей. В.Ф. Базарный рекомендует
Что дают технологии В.Ф. Базарного Гарантируемый, фиксируемый результат улучшения здоровья воспитанников. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса Психологический комфорт в образовательном учреждении. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудстых стрессов, раннего остеохондроза, плоскостопия.
Заключение Единственная здоровьеразвивающая технология: признана научным открытием Академией медицинских наук; защищена патентами и авторскими правами; одобрена институтами Минздрава РФ; утверждена Правительством как общая федеральная программа 1989 г.; прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ представлена в докладе ПАСЕ «О здоровом и гармоничном развитие учащихся» на рассмотрение международному сообществу