« Проблемные ситуации на уроках » Васильева В. И. МОУ «СОШ 2 Г. Ядрин»
Предмет: Русский язык, 4 класс Учебник : Желтовская Л. Я. Тема урока: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.
Проблемная ситуация Печь, душ, стриж, ложь, муж, речь, ключ, ночь, рожь, плач, плащ, ландыш, роскошь, молодежь. - Кто? Что ? - Имена существительные - Оканчиваются на шипящие - В одних словах есть Ь, в других – нет.
Вопрос: Почему в одних словах пишется Ь, а в других не пишется? Проблема : Когда после шипящих на конце имен существительных пишем ь, а когда не пишем? Тема : Правописание ь после шипящих на конце имен существительных.
Версии : буквы Ч, Щ, Ш, Ж [ Ч], [ Щ] – всегда мягкие [ Ш], [ Ж] - всегда твердые [ Ш], [ Ж] - всегда твердые - Зависит ли написание Ь после шипящих на конце имен сущест- вительных от твердости – мягкости звуков?
Распределите слова по какому-нибудь признаку в 2 столбика. (Работа в группах.) Распределите слова по какому-нибудь признаку в 2 столбика. (Работа в группах.) жен. род муж. род жен. род муж. род печь душ печь душ ложь стриж ложь стриж речь муж речь муж ночь ключ ночь ключ рожь плащ рожь плащ роскошь плач роскошь плач молодежь ландыш молодежь ландыш
Вывод : Вывод : Если существительные женского рода, то пишется Ь, а если мужского рода, то не пишется мышь – женский род ткач – мужской род.
Уяснение сути нового материала Правило на стр. 4 учебника После шипящих на конце слова в именах существительных женского рода Ь пишется, а в именах существительных мужского рода – не пишется. ночь (ж.р.) тишь (ж.р.) камыш (м.р.) луч (м.р.) Правило в учебнике совпадает с нашим выводом.
Предмет: Русский язык, 4 класс Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Русский язык» 4 класс Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Проблемная ситуация - Вставь пропущенные буквы в словах: по стран…, к берез…, о неб…, на окн…, в степ…, в памят…
- -Давайте проверим слова по образцу: по стране, к березе, по стране, к березе, о небе, на окне, о небе, на окне, в степи, в памяти. в степи, в памяти.
Вопрос: Как писать безударные окончания имен существительных? Проблема : Как писать безударные окончания имен существительных? Тема : Правописание безударных окончаний имен существительных
Версии : Версии : - на слух - наугад - не знаю, какие окончания вставить в безударные окончания существительных - Как проверяют безударные гласные в корне? - Как проверяют безударные гласные в корне? - Что нужно для этого сделать? - Что нужно для этого сделать? - Каким должно быть проверочное слово? - Каким должно быть проверочное слово? - Нельзя ли проверить тоже ударением? - Нельзя ли проверить тоже ударением?
Определите формы слов: по стране – к березе ( жен. род, I скл., дат. п.) по стране – к березе ( жен. род, I скл., дат. п.) на окне – о небе ( ср. род, I I скл., предл. п.) на окне – о небе ( ср. род, I I скл., предл. п.) в степи – в памяти (жен. род, I I I скл., предл. п.) в степи – в памяти (жен. род, I I I скл., предл. п.) - Каждая пара слов стоит в одном и том же падеже, роде, склонении. - И окончания у них одинаковые.
Алгоритм: 1) у существительного определяю род, склонение, падеж; склонение, падеж; 2) подбираю существительное с ударным окончанием в той же форме; окончанием в той же форме; 3) пишу такое же окончание. Вывод: Безударные гласные в окончаниях имен существительных нужно проверить ударными окончаниями в той же форме Безударные гласные в окончаниях имен существительных нужно проверить ударными окончаниями в той же форме
Уяснение сути нового материала Правило Правило на стр. 17 Безударные гласные в окончаниях имен существительных нужно проверять ударными в том же склонении. Слова – помощники для проверки: Слова – помощники для проверки: луна (I скл.) луна (I скл.) конь (II скл.) конь (II скл.) печь (III скл.) печь (III скл.)
Спасибо за внимание!
« Проблемные ситуации на уроках » Василева В. И. МОУ СОШ 2 Г. Ядрин