ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Директор Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения О.В. Кривонос РОССИЯ 2010
2 МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Здравоохранение – важнейшая отрасль социальной сферы, максимально приближенная к людям. Именно на нем лежит основная ответственность за сохранение жизни и здоровья граждан, профилактику и снижение заболеваемости населения. Целью модернизации здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для всего населения РФ. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработана примерная программа модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации на годы (далее – Программа), основной целью которой является улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации.
3 ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ЦЕЛОМ ПО РОССИИ И ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 КОЕЧНЫЙ ФОНД И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (2009 г.) Профили коек Количество коек Количество избыточных/ недостающих коек % Травматологические Эндокринологические Офтальмологические Онкологические Пульмонологические ,8% 11,2% 46,0% - 17,6% - 29,9% Всего избыточность коечного фонда составляет 14% Доля коек, занятых лицами старше 60 лет: Геронтологические ,0%
5 Субъект РФ Обеспеченность койками на 10 тыс. населения Занятость койки Костромская область106,3294 г. Москва93,7299 Ярославская область103,3303 Тульская область105,7317 Республика Северная Осетия - Алания99,1286 Республика Саха (Якутия)115,3318 Амурская область102,3294 Субъект РФ Обеспеченность койками на 10 тыс. населения Занятость койки Республика Татарстан76,2346 Ульяновская область87,0346 Ленинградская область74,4338 г. Санкт-Петербург90,3315 Челябинская область85,2335 Пермский край84,1336 Чувашская Республика88,5328 Избыточность коек Развиты стационарозамещающие технологии Возможна недостаточность коечного фонда ПРИМЕР: При высокой обеспеченности койками неудовлетворительная работа коечного фонда ПРИМЕР: При низкой обеспеченности койками высокая эффективность работы коечного фонда РФ Обеспеченность койками на 10 тыс. населения – 90,1 Занятость койки КОЕЧНЫЙ ФОНД И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (2009 г.)
6 Субъект РФ Заболеваемость на 100 тыс. населения Обеспеченность врачами Владимирская область ,530,7 Тульская область ,029,8 Курганская область ,625,0 ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ВРАЧАМИ (2009 г.) Субъект РФ Заболеваемость на 100 тыс. населения Обеспеченность врачами Кабардино-Балкарская Республика ,639,2 Карачаево-Черкесская Республика ,837,3 Чеченская Республика ,026,2 Ставропольский край ,338,1 При низкой обеспеченности врачами – высокая заболеваемость. Это говорит о неблагополучной эпидемиологической ситуации в регионах При низкой обеспеченности врачами – низкая заболеваемость, характеризует низкую доступность населения к врачебной помощи РФ Заболеваемость на 100 тыс. населения – ,6 Обеспеченность врачами – 44,1
7 ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С ЦЕЛЬЮ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛВЕГО ПОКАЗАТЕЛЯ ПРОГРАММЫ В основу организации медицинской помощи должны быть взяты: СНИЖЕНИЕ СМЕРТНОСТИ ОТ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Порядок оказания медицинской помощи больным со злокачественными новообразованиями Стандарты оказания медицинской помощи больным со злокачественными новообразованиями Порядок предусматривает: Маршрутизацию пациентов Организацию работы сети учреждений здравоохранения Обеспеченность медицинскими кадрами
8 Минздравсоцразвития России Федеральные онкологические учреждения Национальный онкологический регистр Информация Окружной онкологический диспансер Региональный онкологический диспансер Скрининг Стационар общего профиля Первичные онкологические кабинеты (учреждения здравоохранения любого уровня) Амбулаторно-поликлинические учреждения Первичная диагностика Врачи «первичного контакта» (гинекологи, урологи, ЛОР, терапевты, пульмонологи и др.) Пациент МАРШРУТИЗАЦИЯ ПАЦИЕНТА Дневные стационары. Диагностические центры. 1.Первичная диагностика 2.Анализ данных диагностики и своевременное направление в региональный окружной диспансер 3.Формирование групп риска онкологическими заболеваниями 4.Формирование «онкологической настороженности» у пациентов и врачей 5.Тесное взаимодействие с первичными онкологическими кабинетами 6.Направление на долечивание 7.Пропаганда профилактических мероприятий 1.Контроль и выполнение назначения врачей 2.Направление пациентов в региональный или окружной онкологический диспансер на обследование и оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной помощи 3.Диспансерное наблюдение больных с онкологическими заболеваниями 4.Лечебное сопровождение больных с онкологическими заболеваниями 5.Эпидмониторинг 1.Непрерывное обучение кадров 2.Контроль за проведением и результатами скрининга 3.Контроль зав выполнением стандартов лечения в первичном звене 4.Комплексное и комбинированное лечение и диспансерное наблюдение 5.Уточняющая диагностика в полном объёме 6.Формирование национального регистра 7.Эпидмониторинг Субъект РФ
9 Первичное звено здравоохранения Выявление заболеваний I – II стадии Низкая настороженность медицинских работников ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ Смотровые кабинеты 45 Онкологические кабинеты 15 Врачи- терапевты участковые 105 Медицинские кадры (онкологи) Сеть специализированных учреждений Диспансеры онкологические 2 Больницы 1 Онкологические койки городских, районных, центральных районных больниц 200 Диспансеров 50 Должности Штатные Занятые Физические лица Укомплектованность – 72% Коэффициент совместительства 1,5 ПРИМЕР СУБЪЕКТА N С ЧИСЛЕННОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ 780 ТЫС. ЧЕЛОВЕК:
10 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ Осмотрено на онкологические заболевания Посещения онкологических кабинетов 5000 Выявлено на I – II стадии заболеваний 300 Направлено в специализированные учреждения 1000 Диагноз подтвержден 800 Поставлены на диспансерный учёт 620 Госпитализировано больных 400 Прооперировано больных 300 Занятость койки 310 дней В специализированные онкологические учреждения Деятельность специализированного звена здравоохранения Деятельность первичного звена здравоохранения Городские, районные, центральные районные больницы Низкая выявляемость на ранних стадиях – 37,5% (РФ – 48%) Низкий процент постановки на диспансерный учёт – 77,5% Низкая занятость койки в году при высокой обеспеченности - 2,3 на 10 тыс.нас. (РФ - 2,1) ПРИМЕР СУБЪЕКТА N С ЧИСЛЕННОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ 780 ТЫС. ЧЕЛОВЕК:
11 ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Анализ показателей деятельности отдельных структур системы здравоохранения характеризует низкую эффективность ее работы. Это требует: разработки и реализации мероприятий по укреплению первичного звена здравоохранения, включая развитие участковой службы, фельдшерско- акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, оснащение их необходимым оборудованием; При этом территориальное расположение участковых врачей, врачей общей практики, фельдшерско-акушерских пунктов должно обеспечивать возможность оптимальных сроков получения медицинской помощи реструктуризации коечного фонда стационаров с целью рационального его использования; организации работы в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи. пересмотра кадровой политики на уровне всех звеньев здравоохранения реорганизации учреждений здравоохранения, независимо от функционирования их в системе здравоохранения;
12 Показатели 2009 г.2012 г. Изменение (%) Смертность, на 100 тыс.230,9225,92,2 Одногодичная летальность (%)33,529,512,0 Доля (%) лиц со злокачественными новообразованиям, продолжительность жизнь которых после установления диагноза > 5 лет 49,352,05,5 Выявляемость заболевания на ранних стадиях (%) 37,54520 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ от внедрения предусмотренных Программой модернизации мероприятий ПРИМЕР СУБЪЕКТА N С ЧИСЛЕННОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ 780 ТЫС. ЧЕЛОВЕК:
13 ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Программа модернизации должна быть сбалансирована по объёмам медицинской помощи, сети, штатам и финансам Должна быть обеспечена чёткая маршрутизация пациентов в соответствии с порядками оказания медицинской помощи Должны быть внедрены поэтапно стандарты оказания медицинской помощи Должны быть обеспечены доступность и качество оказания медицинской помощи Программа должна быть направлена, прежде всего, на улучшение показателей медицинской результативности
14 ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С целью эффективности проводимых в регионе мероприятий по реализации Программы модернизации здравоохранения и достижения показателей, определенных концепцией демографической политики Российской Федерации, всем субъектам Российской Федерации определены целевые показатели по снижению смертности населения от основных причин с учетом региональных особенностей.