«Системно - деятельностный подход как главное условие реализации требований ФГОС нового поколения» Познакомить учителей с системно-деятельностным подходом как основой стандартов второго поколения. Цель мастер-класса: Мастер-класс на тему:
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); См. документ ФГОС, пункт 7 (общие положения)
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
См. документ ФГОС, пункт 7 (общие положения) разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности
Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? Только с помощью действия.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач: -Действие связано с принятием цели и принятием решения. -Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия. -Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.
Принципы контроля и оценки Принцип развития Задачный принцип Принцип рефлексии Принцип ведущей роли детских действий контроля и оценки Принцип преемственности между ступенями обучения Принцип открытости в процессе контроля и оценки Принцип накопительной оценки достижений учащихся
Инструментарий оценки Оценочное суждение Оценочные шкалы Качественный анализ Качественный анализ в процентах Портфель достижений Описание наблюдения
Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика. Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть само изменения Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого Важно развивать такие стороны: 1) рефлексию, 2) анализ, 3) планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
Системно - деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий Чему учить? обновление содержания Ради чего учить? ценности образования Как учить? Обновление средств обучения Основная педагогическая задача –создание и организация условий, инициирующих детское действие
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности 2) Принцип непрерывности 3) Принцип целостности 4) Принцип минимакса 5) Принцип психологической комфортности 6) Принцип вариативности 7) Принцип творчества
Структура урока в технологии системно деятельностного подхода: Тема урока: В поисках сезонной выгоды. ( 7 класс, автор А.А.Вахрушев «Школа – 2100 )
Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! 1.Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; 2.Веди ученика от собственного опыта к общественному; 3.Будь не «НАД», а «РЯДОМ»; 4.Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; 5.Учи анализировать каждый этап работы; 6.Критикуя, стимулируй ученика.
Вопрос: Вспомните свой опыт учения в школе и ВУЗе ? -Вы сами ставили перед собой учебные цели или Вас вел за собой учитель, предлагая усвоить ту или иную тему, а затем объяснял ее? Рефлексия