1 Меняется мир непрерывно, неспешно Меняется все – от концепций до слов. И тот лишь сумеет остаться успешным Кто сам вместе с миром меняться готов © Республиканский проект «МОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» МОУ ЦПМСС «Содружество» г. Чебоксары, сентябрь 2009 года
2 Анализ моделей индивидуализации образования на старшей ступени обучения © Республиканский проект «МОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» МОУ ЦПМСС «Содружество» г. Чебоксары, сентябрь 2009 года Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики Республиканский проект «Мое образование» МОУ ЦПМСС «Содружество» г. Чебоксары Обучающий семинар сентября 2009 года
3 Индивидуальная образовательная траектория – персональный путь реализации личностного потенциала человека в образовании, который отражает индивидуальную образовательную историю (освоенное содержание образовательных программ), индивидуальный стиль учения, выбор оптимального темпа и ритма учения, систему оценки личных образовательных достижений. ИОТ может быть результатом индивидуального образовательного планирования и программирования персональных образовательных действий. Процесс индивидуализации образования понимается как осмысление жизненной траектории и построение собственного образа через управление своей жизнью Индивидуализация – процесс образовательного взаимодействия, ориентированный на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога. Совместная работа педагога и учащегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений (компетентностей), на получение учебных результатов в продуктной форме. © Республиканский проект «МОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» МОУ ЦПМСС «Содружество» г. Чебоксары, сентябрь 2009 года
4 Индивидуальный подходИндивидуализация ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯУГЛУБЛЕНИЕ УНИКАЛЬНОСТИ ПУТЬ САМОСТРОИТЕЛЬСТВА человека ОБРАЗОВАНИЕ ОСВОЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ОБРАЗЦОВ, - осуществление своего вклада в культуру: социализация дифференцированные программы обучения ПОРОЖДЕНИЕ ОБРАЗЦОВ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЙСТВОВАНИЯ В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ, ПОРОЖДЕНИЕ ЗНАНИЯ О СПОСОБАХ ПОСТРОЕНИЯ: самоидентификации; субъектности, самоопределения; целеполагания, пробы, рефлексии способа ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ ДАННОСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ УНИКАЛЬНОСТЬ ИДЕНТИЧНОСТЬ САМОМУ СЕБЕ на протяжении всей жизни ОСОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ СРАВНЕНИЕ С САМИМ СОБОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРУ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН, ОТЛИЧНЫЙ ОТ ИУП ДРУГИХ УЧАЩИХСЯ КЛАССА И ШКОЛЫ -результат различных проб, -результат разнопозиционного -взгляда на действительность ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МАТЕРИАЛА И ЗАДАНИЙ; - ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДЕТЕЙ - ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ШКОЛ ПОЛАГАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ВОЗМОЖНОГО РАЗВИТИЯ; обустройство пространства возможной самоидентификации и самоопределения; обустройство пространств целеполагания и рефлексии пути ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА УЧИТЕЛЬ, НАСТАВНИК, МАСТЕР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ : передача культурного наследия и способов работы с культурным материалом ТЬЮТОР, КОНСУЛЬТАНТ: - создание условий для ИОП; сопровождение при освоении новой деятельности Основные подходы © Республиканский проект «МОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» МОУ ЦПМСС «Содружество» г. Чебоксары, сентябрь 2009 года
5 ИОПИУП Карта интереса Карта поиска Портфолио Блокнот – навигатор Дневник тьютора Портфолио тьютора Перечень предметов Количество часов Расписание занятий График дополнительных занятий Учет и соблюдение принципа индивидуализации предполагает построение наряду с классно-урочной системой педагогики открытого образования ОткрытостьВариативность принцип выстраивания образовательной программы принцип выстраивания учебного плана (культура выбора) = © Республиканский проект «МОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» МОУ ЦПМСС «Содружество» г. Чебоксары, сентябрь 2009 года
6 Образовательные программы Основная образовательная программа ступени образования совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, создающие условия для освоения предметных и ключевых компетентностей и духовно- нравственного развития. Основная образовательная программа ступени образования в конкретном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, разрабатывается, утверждается и реализуется этим образовательных учреждением самостоятельно на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов в освоении основных образовательных программ, установленных настоящим Федеральным государственным образовательным стандартом. Дополнительная образовательная программа – совокупность учебно-методической документации, обеспечивающей реализацию индивидуальных образовательных потребностей обучающихся помимо деятельности в рамках основной образовательной программы. © Республиканский проект «МОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» МОУ ЦПМСС «Содружество» г. Чебоксары, сентябрь 2009 года
7 Образовательные программы Индивидуальный план реализации образовательной программы – документ, фиксирующий выбор обучающимся совместно с родителями и педагогами индивидуального содержания учебных курсов, дисциплин, технологий обучения, оптимального темпа и ритма образовательного процесса, способов предъявления и оценки результатов, а также различных видов внеурочной образовательной деятельности и способов их оценки. Рабочая программа учебного предмета, (модуля) - совокупность учебно- методической документации (пояснительная записка, календарно-тематический план, планируемые результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса), которая самостоятельно разрабатывается ОУ на основе базисного учебного плана и (или) примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), входящих в примерную основную образовательную программу. В цифровом (электронном) формате рабочая программа хранится в информационной среде образовательного учреждения, содержит необходимые ссылки между своими элементами и ссылки на учебно-методическое (информационное и материальное) обеспечение образовательного процесса, в том числе – на всю необходимую учебную литературу, используемую в цифровой и при необходимости – в бумажной форме. При своей реализации рабочая программа сопровождается поурочными отчетными материалами (в том числе – сведениями об участии учащихся, их работами, материалами учителя). © Республиканский проект «МОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» МОУ ЦПМСС «Содружество» г. Чебоксары, сентябрь 2009 года