Индивидуализация образования и ресурсное поле Межрегиональный образовательный форум «Индивидуализация и образовательные программы: осмысление практики» Тема: «Инструменты кураторства в старшей школе» Жукова Ленина Леонарьевна, Анисимова Надежда Ефремовна, Олаева Эльвира Георгиевна, классные руководители 9 и 10 классов Чебоксары 2013 г.
В 9 классе у учащихся сформированы Индивидуальные учебные планы, которые выстроены максимально от запроса и интереса учащихся. Группы ИУПов формируются из разных классов одной параллели. Постепенно границы класса стираются. К старшей школе понятие классный руководитель практически уже не востребовано и есть смысл переходить институционально на систему кураторства.
Классный руководитель- это - педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни. Носова М.Л. "Классный руководитель" 2002, 4
Куратор (от лат. curator) тот, кто наблюдает за ходом определённой работы или иным процессом. Куратор в гимназии 5- педагог, который не только наблюдает, но и сопровождает учащихся, консультирует, держит в голове всю общую линию развития ребенка, знает, куда вести, видит конечный результат.
Цель введения кураторства в гимназии взращивание личности, у которой сформированы персональные мотивы к овладению способами самообучения, актуализированы навыки проектирования и навыки достижения желаемого образа, профессионального самоопределения будущей жизни.
Для успешной реализации поставленных целей в гимназии созданы: условия для реализации различных форматов образовательного действия (поточного, группового, индивидуального), образовательные ситуации, образовательная среда, образовательная программа, гибкий учебный план; условия, при котором куратор начинает работать с позиции тьютора.
Инструменты: - защита ИУП - конец 9 и первое полугодие 10 классов; -защита курсовых работ – конец 10 класса
ОСИ, Сезонные стратегические игры ЛСИ и Компетентностная олимпиада, предметный лагерь встречи с людьми, состоявшимися в своей профессии
стажировочные площадки по ИУПу семинары и тренинги с приглашенными психологами из центра «Содружество» Игры- тренинги по предпринимательской деятельности метапредметные и вузовские олимпиады социальные проекты
Мониторинг результативности деятельности куратора Степень удовлетворенности образовательной средой у всех участников ОП. Соответствие выборных предметов и курсов на ИУП ИОП сданным экзаменам и дальнейшему поступлению в ВУЗ. (Мониторинг образовательного движения). Устойчивые показатели индивидуального прогресса.