Интеллектуальная карта, метод Фишбоун - как опора для ученика в проблемном поле Гасанова Малека Нусраддиновна, учитель истории и обществознания
ФГОС: «Учебное исследование и проектирование из экспериментальных педагогических технологий должно перейти в общепринятые и обязательные… Один из метапредметных образовательных результатов» Ориентироваться в мире, насыщенном информацией Критически осмыслять информацию Проектирование собственной жизни Проектно- исследовательская деятельность как одна из форм самореализации ТРКМЧП
Технология РКМЧП (critical thinking) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также технологии сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Проектно-исследовательская компетентность – совокупность знаний в определенной области, знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, наличие проектных и исследовательских умений; наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности (Е. А. Румбешта). - информационные умения; - экспериментально-аналитические умения; - рефлексивные умения.
Информационные умения (умение самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, умение структурировать информацию; умение сохранять информацию) Кластеры
Экспериментально-аналитические умения (умение формулировать проблему, определять цель и задачи исследования и т.п.) Фишбоун
Рефлексивные умения (умение анализировать; умение выстраивать перспективу; умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний) Дерево предсказаний
Спасибо за внимание!