Докладчик: С.Б.Сиваев ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМЫ ЖКХ
Жилищно-коммунальный сектор Негативные тенденции: 1. Ухудшилось физическое состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры; 2. Предприятия ЖКХ стали заложниками несбалансированной государственной тарифной и бюджетной политики; 3. Отсутствие эффективной системы регулирования деятельности коммунальных предприятий - естественных локальных монополистов; 4. Формирование служб заказчика жилищно-коммунальных услуг как бюджетных структур местных органов власти вместо формирования рынка управления муниципальным жилищным фондом; 5. Низкая активность населения в создании товариществ собственников жилья.
Сравнительная таблица финансовых результатов ЖКХ за 2001 и 2002 годы 2001 год2002 год Предоставлено (млрд.руб) Оплачено (млрд.руб) Предоставлено (млрд.руб.) Оплачено (млрд.руб) Объем ЖКУ, предоставленный населению Бюджет: дотации льготы субсидии Население: Дефицит:
Темпы роста собственных расходов в ЖКК в сравнении с темпами роста цен на электроэнергию, газ, и ИПЦ ИПЦ Темпы роста цен на ЖКУ ЭлектроэнергияГазЖКК ,
Эффект отложенной инфляции в ЖКК ИПЦ нарастающим итогом Темп роста цен на услуги ЖКК нарастающим итогом Эффект отложенной инфляции нарастающим итогом (отставание темпов роста ЖКК от ИПЦ в разы)
Темпы роста собственных расходов в ЖКК в сравнении с темпами роста цен на ЖКУ, электроэнергию, газ, и ИПЦ (нарастающим итогом)
Темпы роста собственных расходов в ЖКК в сравнении с темпами роста цен на ЖКУ и ИПЦ
СЛУЖБЫ ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ НАСЕЛЕНИЕ Переход от дотирования монополистов в сфере ЖКХ к адресной поддержке населения БЮДЖЕТ НАСЕЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЖКХ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЖКХ - МОНОПОЛИСТЫ
Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса Реструктуризация и ликвидация задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса списание долгов в регулируемом секторе экономики (газ, электричество, тепловая энергия, бюджет, небюджетные фонды); реструктуризация долгов в реально рыночном секторе; включение бюджетных долговых обязательств в ЖКХ в расходные части бюджетов; списание безнадежной задолженности населения; нормирование собираемости жилищно-коммунальных платежей.
Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса Ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение стабильности и достаточности текущего финансирования жилищно-коммунальных услуг Переход на полную оплату потребителями, в том числе - населением жилищно-коммунальных услуг с учетом роста потребности в средствах на предоставление жилищных субсидий гражданам, а также роста потребности в дотировании бюджетной сферы. Упорядочение механизма предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Упорядочение механизма формирования тарифов на жилищно- коммунальные услуги.
Рыночные механизмы функционирования жилищного хозяйства 1. Развитие профессионального конкурентного бизнеса по управлению жилищной недвижимостью. 2. Отказ от практики «хозяйственного ведения»; акционирование муниципальных унитарных предприятий. 3. Ресурсосбережение: отказ от прямых платежей за коммунальные услуги ресурсоснабжающим предприятиям. 4. Содействие созданию товариществ собственников жилья.
Развитие экономических отношений в области тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения 1. Реформа системы тарифного регулирования, стимулирование предприятий к снижению издержек. 2. Разработка производственных и инвестиционных программ коммунальных предприятий. 3. Жесткая увязка коммунальных тарифов с тарифами на газ и электричество. 4. Пересмотр системы договорных отношений как с предприятиями «большой энергетики», так и с потребителями; формирование договорных отношений между коммунальными предприятиями и органами местного самоуправления - собственниками коммунальной инфраструктуры. 5. Привлечение инвестиций в коммунальную инфраструктуру.
Регулирование Основное требование потенциального инвестора прозрачность: -- прав на основные средства; -- схемы финансовых потоков; -- договорных отношений с потребителями. Важнейший инструмент снижения рискованности инвестиций наличие прозрачной документально зафиксированной процедуры регулирования тарифов и нормативов потребления, включающей: -- условия, порядок и сроки пересмотра тарифов и нормативов; -- длительность периода регулирования; -- формы документов; -- методику формирования тарифов.
Структура тарифа Традиционный подход: тариф = себестоимость х (1 + %рентабельности) -- непрозрачность и субъективность определения процента рентабельности; -- невнимание к реальным финансовым потребностям предприятия; -- неопределенность относительно возможности погашения кредитов и процентов за счет доходов от реализации услуг Предлагаемый новый подход: тариф = себестоимость + расчетная прибыль -- расчетная прибыль = налоги + инвестиции в основные и оборотные средства, осуществляемые за счет собственных средств + платежи в счет погашения кредитов и процентов + экономия в распоряжении предприятия - амортизация Преимущества: -- прозрачность и объективность определения расчетной прибыли; -- внимание к реальным финансовым потребностям предприятия; -- включение в тариф платежей в счет погашения кредитов и процентов
Пути повышения эффективности работы коммунальных предприятий 1.Акционирование 2.Концессии 3.Приватизация путем продажи муниципальной собственности
Схема договорных отношений в жилищно-коммунальном комплексе Жилищные подрядные организации не муниципальной формы собственности Глава администрации города Управление жилищно- коммунального хозяйства Администрация Жилищные подрядные организации не муниципальной формы Жилищные подрядные организации немуниципальной формы собственности Коммунальные подрядные муниципальные предприятия» Коммунальные подрядные организации немуниципальной формы собственности Договоры купли-продажи ресурсов Подрядные жилищные муниципальные предприятия Договоры на управление имуществом Управляющие жилищные организации Подрядные жилищные муниципальные предприятия Население Собственники жилья Наниматели жилья Договор найма Договор подряда