Профилактика травм на уроках по спортивной гимнастике. по спортивной гимнастике.
Спортивная и художественная гимнастика – виды спорта со стереотипными движения- ми, способствующими физическому разви- тию учащихся и совершенствованию их дви- гательных способностей. Спортивная и художественная гимнастика – виды спорта со стереотипными движения- ми, способствующими физическому разви- тию учащихся и совершенствованию их дви- гательных способностей. Для гимнастов характерны частые, повто- ряющиеся травмы кожи ладоней, приводя- щие к образованию мозолей, трещи Для гимнастов характерны частые, повто- ряющиеся травмы кожи ладоней, приводя- щие к образованию мозолей, трещин.
Характерны повреждения сумочно-свя- зочного аппарата плечевого, лучезапяст- ного, коленного, голеностопного суставов. Характерны повреждения сумочно-свя- зочного аппарата плечевого, лучезапяст- ного, коленного, голеностопного суставов. При соскоках со снарядов и резких оттал- киваниях возможны разрывы ахиллова су- хожилия и трехглавой мышцы голени. При соскоках со снарядов и резких оттал- киваниях возможны разрывы ахиллова су- хожилия и трехглавой мышцы голени.
Связочный аппарат позвоночника гим- настов испытывает большие нагрузки при выполнении упражнений (на бревне и других снарядах). Связочный аппарат позвоночника гим- настов испытывает большие нагрузки при выполнении упражнений (на бревне и других снарядах). При этом возможны повреждения связок, открытые переломы и травмы меж- позвоночных дисков. При падениях не ис- ключены ушибы, в том числе головы. При этом возможны повреждения связок, открытые переломы и травмы меж- позвоночных дисков. При падениях не ис- ключены ушибы, в том числе головы.
Акробатика включает в себя сложные движения высокой степени пластичности, координации и точности в сочетании с силовыми элементами. В упражнениях участвуют различные группы мыш. Акробатика включает в себя сложные движения высокой степени пластичности, координации и точности в сочетании с силовыми элементами. В упражнениях участвуют различные группы мыш. ц.
Основной причиной большинства пов- реждений при выполнении акробатичес- ких упражнений является недостаточная техническая и физическая подготовлен- ность учащихся. Основной причиной большинства пов- реждений при выполнении акробатичес- ких упражнений является недостаточная техническая и физическая подготовлен- ность учащихся. Типичные ошибки: слабый толчок руками или ногами, расслабленное тело, перекос в полёте, приземление на полную ступню или расслабленные ноги, руки. Типичные ошибки: слабый толчок руками или ногами, расслабленное тело, перекос в полёте, приземление на полную ступню или расслабленные ноги, руки.
Для профилактики травматизма рекомендуется Для профилактики травматизма рекомендуется уделять большое внимание упражне- ниям направленного характера. уделять большое внимание упражне- ниям направленного характера. Для подготовки лучезапястного сустава: Для подготовки лучезапястного сустава: - вращательные движения кисти; подскоки в упоре лёжа; - передвижения на руках в упоре лёжа; - из положения стоя согнувшись падение вперёд в упор лёжа.
Рекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма на занятиях спортивной гимнастике:
1. Гимнастический зал должен быть подготовлен к уроку согласно задачам, вытекающим из требований учебной программы. Занятия в зале начинаются и проходят согласно расписанию или по согласованию с дирекцией школы. Гимнастический зал открывается за 5 минут до начала занятий. Вход в зал разрешается только в присутствии преподавателя. 1. Гимнастический зал должен быть подготовлен к уроку согласно задачам, вытекающим из требований учебной программы. Занятия в зале начинаются и проходят согласно расписанию или по согласованию с дирекцией школы. Гимнастический зал открывается за 5 минут до начала занятий. Вход в зал разрешается только в присутствии преподавателя. 2. Учащиеся должны быть в спортивной форме установленного образца. 2. Учащиеся должны быть в спортивной форме установленного образца. 3. За порядок, дисциплину, своевременное построение группы к началу занятий отвечает дежурный класса или преподаватель. Последний проверяет исправность гимнастических снарядов и готовность зала к занятиям. Установка и переноска снарядов в зале разрешается только по указанию преподавателя. 3. За порядок, дисциплину, своевременное построение группы к началу занятий отвечает дежурный класса или преподаватель. Последний проверяет исправность гимнастических снарядов и готовность зала к занятиям. Установка и переноска снарядов в зале разрешается только по указанию преподавателя. 4. При выполнении упражнений должны быть обеспечены соответствующая страховка, самостраховка, помощь. 4. При выполнении упражнений должны быть обеспечены соответствующая страховка, самостраховка, помощь.
5. Выход учащихся из зала во время занятий возможен только с разрешения преподавателя. 5. Выход учащихся из зала во время занятий возможен только с разрешения преподавателя. 6. Преподаватель при изучении элементов и комбинаций должен объяснить учащимся правила страховки, самостраховки и меры предупреждения травм. 6. Преподаватель при изучении элементов и комбинаций должен объяснить учащимся правила страховки, самостраховки и меры предупреждения травм. 7. При выполнении упражнений на снарядах преподаватель должен следить за тем, чтобы гимнастические маты были возле снарядов (в местах возможных падений, соскоков). Маты должны быть уложены с точной стыковкой, без щелей между ними. 7. При выполнении упражнений на снарядах преподаватель должен следить за тем, чтобы гимнастические маты были возле снарядов (в местах возможных падений, соскоков). Маты должны быть уложены с точной стыковкой, без щелей между ними. 8. В гимнастическом зале не разрешается заниматься на снарядах без преподавателя или тренера. 8. В гимнастическом зале не разрешается заниматься на снарядах без преподавателя или тренера. 9. После занятий все снаряды должны быть аккуратно поставлены на место хранения согласно схеме их хранения в зал 9. После занятий все снаряды должны быть аккуратно поставлены на место хранения согласно схеме их хранения в зал е.
Страховка и помощь на занятиях гимнастикой
Под страховкой понимают готовность преподавателя или учащегося, стоящего на страховке, своевременно поддержать исполнителя упражнений в случае неудачной попытки, не дать ему упаст Под страховкой понимают готовность преподавателя или учащегося, стоящего на страховке, своевременно поддержать исполнителя упражнений в случае неудачной попытки, не дать ему упаст ь.
Помощь предусматривает поддержку, подталкивание, «проводку» занимающегося по траектории исполняемого им движения. Помощь предусматривает поддержку, подталкивание, «проводку» занимающегося по траектории исполняемого им движения. Помощь оказывается для того, чтобы предотвратить падение или срыв со снаряда, и для того, чтобы облегчить ученику выполнение упражнения, помочь правильно предотвратить способ выполнения того или иного движени я. Помощь оказывается для того, чтобы предотвратить падение или срыв со снаряда, и для того, чтобы облегчить ученику выполнение упражнения, помочь правильно предотвратить способ выполнения того или иного движени я.
«Проводка» облегчает овладение упражнением в целом, от начала до конца. Применяя её, преподаватель должен приложить лишь такие физические усилия, которые не подменяли бы действия самого ученика, а только помогали ему. Применяя её, преподаватель должен приложить лишь такие физические усилия, которые не подменяли бы действия самого ученика, а только помогали ему. «Проводку» обычно применяют лишь на начальном этапе разучивания сложного упражнения. «Проводку» обычно применяют лишь на начальном этапе разучивания сложного упражнения.
Кратковременная физическая помощь – подталкивание – оказывается по ходу исполнения отдельных наиболее трудных фаз движени я. Кратковременная физическая помощь – подталкивание – оказывается по ходу исполнения отдельных наиболее трудных фаз движени я.
Поддержка осуществляется учителем, когда занимающийся находится в исходном, промежуточном и конечном положениях, особенно в тех случаях, когда гимнаст ещё недостаточно правильно применяет свои умения. Поддержка осуществляется учителем, когда занимающийся находится в исходном, промежуточном и конечном положениях, особенно в тех случаях, когда гимнаст ещё недостаточно правильно применяет свои умения. При поддержке гимнаста учитель придаёт его телу необходимые положения относительно снаряда или позволяет своевременно выполнить перехват руками. При поддержке гимнаста учитель придаёт его телу необходимые положения относительно снаряда или позволяет своевременно выполнить перехват руками.
Страхующий обязан Страхующий обязан: - хорошо знать технику упражнения и в зависи- мости от обстановки правильно выбрать мес- то относительно снаряда и ученика для оказания страховки и помощи; - умело использовать разновидности помо- щи и страховку, не мешая гимнасту выполнять упражнения; - умело использовать разновидности помо- щи и страховку, не мешая гимнасту выполнять упражнения; - знать индивидуальные особенности учени- ков ( рост, массу, физическую силу, скорость двигательных реакций, размер ладоней и т.д.). - знать индивидуальные особенности учени- ков ( рост, массу, физическую силу, скорость двигательных реакций, размер ладоней и т.д.).
Особое внимание занимающихся следует обратить на обучение навыкам само- страховки. Особое внимание занимающихся следует обратить на обучение навыкам само- страховки. С этой целью можно использовать прыжки в глубину с приземлением на мост, на ноги, спину, живот, с переходом в кувырок. С этой целью можно использовать прыжки в глубину с приземлением на мост, на ноги, спину, живот, с переходом в кувырок. Необходимо также обучать школьников умению группироваться. Это поможет им при неожиданном падени Необходимо также обучать школьников умению группироваться. Это поможет им при неожиданном падени и.
В целях предупреждения травм целесообразно путем опроса занимаю- щихся выяснить уровень их знаний о технике изучаемых движений ( о момен- те отпус-кания снаряда, разгибания, хлестовых движений и т.п.) В целях предупреждения травм целесообразно путем опроса занимаю- щихся выяснить уровень их знаний о технике изучаемых движений ( о момен- те отпус-кания снаряда, разгибания, хлестовых движений и т.п.)