, и..
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Подготовил: учитель русского языка и литературы Ефремова Г.В. Урок русского языка в 5 классе
Цели урока: уметь различать простые и сложные предложения; определять границы частей в сложном предложении; правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать схемы простых и сложных предложений; составлять предложения по указанным схемам; воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
(от греч. синтаксис – «построение, сочетание, порядок») раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение. Синтаксис
Буквы поменялись местами. Восстановите слова, перемещая буквы. Все слова объединены темой «Синтаксис». АНАГРАММА
1 вариант АКОТЧ ИЖНЕЕПЕДЛРО 2 вариант ПАТАЯЗЯ СВЛОСЧТАНОЕОИЕ
АНАГРАММА 1 вариант ТОЧКА ПРЕДЛОЖЕНИЕ 2 вариант ЗАПЯТАЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Словосочетание
Заветный, - ая, -ое. 1.Оберегаемый, сокровенный. Заветные мечты. 2. Скрываемый от других, тайный. Заветный клад. Работа с толковым словарем
1) Я открыл глаза. 2) Белый и ровный свет наполнял комнату. 3) Я встал и подошел к окну. 4) За стеклами все было снежно и безмолвно. 5) В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна и вокруг нее переливался желтоватый круг. 6) Когда же выпал первый снег? 7) Я уснул в полночь. 8) Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля за два коротких часа поля леса и сады заворожила стужа. 9) Серая птица села на ветку клена в саду. 10) Ветка закачалась и с нее посыпался снег. 11) Птица медленно поднялась и улетела а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. К. Паустовский. Работа с текстом
1) Я открыл глаза.2) Белый и ровный свет наполнял комнату. 3) Я встал и подошел к окну. 4) За стеклами все было снежно и безмолвно. 5) В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. 6) Когда же выпал первый снег? 7) Я уснул в полночь. 8) Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. 9) Серая птица села на ветку клена в саду. 10) Ветка закачалась, и с нее посыпался снег. 11) Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. К. Паустовский. Проверь себя
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СКОЛЬКО ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ ? ОДНА ДВЕ И БОЛЕЕ ПРОСТОЕ СЛОЖНОЕ
СРЕДСТВОМ СВЯЗИ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ИНТОНАЦИЯ СОЮЗ ЧАСТИ СЛОЖНОГО И, А, НО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ПИСЬМЕ РАЗДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТОЙ БЕССОЮЗНЫЕ СОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Творческое списывание Найдите вторую часть сложного предложения Улыбнулось из- за тучи солнышко, и … … загорелось на небе над рекой семицветная радуга.... вслед за тем послышался удар грома. …начался ливень.
1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не проставлены). а) Ветер разбежался, и липа будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. б) Ветер ещё раз разбежался и рванул со всей силой. 2. Укажите простое предложение (знаки препинания не проставлены). а) Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка. б) Туча брызнула, и на землю посыпались золотые дождинки. 3. Укажите сложное предложение (знаки препинания не проставлены). а) Ветер поиграл с липой, подобрался к туче и дунул на неё. б) Луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман. Проверочная работа. Тесты (1 вариант).
Проверочная работа. Тесты (2 вариант). 1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не проставлены). а) Потянул ветерок, и белая туча заволокла горизонт. б) Солнце поднялось высоко и высушило росу на траве. 2. Укажите простое предложение (знаки препинания не проставлены). а) Снег закрывал все предметы и белой пеленой одевал землю. б) Кончился дождь, и высохли капельки воды на листьях. 3. Укажите сложное предложение (знаки препинания не проставлены). а) В кустах слышится хлопотливое движение маленьких птичек, и из середины рощи долетают звуки кукушки. б) Прилетели птицы и наполнили своим пением лес.
Домашнее задание. Составить сочинение-миниатюру на тему: «Я в мире, мир во мне». (5-7 предложений).