Классный руководитель 8 класса Жукова Елена Юрьевна
А.С. Макаренко
* Пояснительная записка * В формировании подрастающего поколения главную роль играет школьный коллектив, который выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществить только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов. Программа определяет уровень овладения школьниками знаний. умений, навыками в различных областях жизни, нацеливает детей на дальнейшее развитие. Дает основное направления воспитания будущего гражданина. Повышает ответственность перед обществом за свои поступки, уважать законы и нормы общественной жизни. Актуальность программы Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на доброте, истине, красоте. Способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться и работать на её благо, встать на её защиту. Каждый из учащихся – личность. Личность должна развиваться, развиваться в коллективе. Формирование и сплочение коллектива – это восхождение к вершине. Одному туда не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый коллектив.
* Цель программы * Раскрыть способности каждого ученика; * Воспитать личность готовую к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире; * Воспитать ответственность за свои поступки, за порученное дело. * Задачи программы * Формирование классного коллектива, в котором для каждого будет создана благоприятная атмосфера эмоционального комфорта; * Создание благоприятной среды для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей; * Формирование устойчивой потребности личности в постоянном саморазвитии, самореализации.
* Принципы программы * Принцип гражданственности * Принцип сознательности и активности * Принцип преемственности, систематичности и последовательности * Принцип соответствия с возрастными и индивидуальными особенностями * Принцип доступности * Принцип научности * Принцип прочности * Принцип связи обучения с жизнью
* Методы работы по реализации программы * Объяснительно – наглядные * Проблемные * Частично – поисковые * Исследовательские * Формы работы * Классные часы, классные собрания, воспитательные часы, беседы, обсуждения; * Конкурсы, викторины, игры, праздники, экскурсии, походы, соревнования; * Индивидуальные занятия, беседы; * Секции, кружки; * Исследовательские проекты; * Круглые столы, конференции.
* Ожидаемые результаты * Образование сплоченного, дружного содружества учителя, детей и родителей, создание положительной репутации класса; * Вовлечение всех учащихся класса в активную деятельность класса и школы; * Формирование у учащихся сознательной дисциплины, навыков культурного поведения; * Раскрытие и развитие способностей каждого ребенка, повышение его учебной мотивации; * Развитие стремления к саморазвитию и самореализации. * Сроки реализации программы * Сентябрь 2009 – май 2014
* Основные программные мероприятия * Направления: * Интеллектуально – познавательная деятельность; * Спортивно – оздоровительная деятельность; * Духовно – нравственная деятельность; * Творческо – эстетическая деятельность; * Гражданско – патриотическая деятельность; * Работа с семьей
* Интеллектуально – познавательная деятельность * Цель работы – оказание помощи в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде. * Основные направления работы * Сознательное изучение предметов; * Подготовка и участие в олимпиадах; * Участие в предметных неделях; * Занятие с отстающими в изучении программного материала детьми; * Подготовка и участие в научно – практических конференциях; * Развитие читательской способности; * Развитие компьютерной грамотности.
* Спортивно – оздоровительная деятельность * Цель работы- использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся их физического и психологического здоровья. Для будущего самоутверждения. * Основные направления работы * Диагностика физического состояния ребенка и определение его группы физического и спортивного развития; * Воспитание культуры здорового образа жизни, нетерпимого отношения к вредным привычкам; * Знакомство с опытом и традициями людей по сохранению и укреплению здоровья; * Формирование навыков безопасного поведения; * Регулярный контроль состояния здоровья; * Участие в спортивных мероприятиях, посещение секции.
* Духовно – нравственная деятельность * Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила * Основные направления работы * Формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения; * Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; * Формирование правил хорошего тона, культуры поведения; * Формирование чувства любви к Родине, семье, школе; * Формирование чувства собственного достоинства и уважения к другим; * Формирование политического сознания; * Развитие волевых качеств ученика, умения критически относиться к себе; * Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа; * Воспитание умений бороться и выживать в экстремальных ситуациях; * Развитие коммуникативных навыков.
* Гражданско – патриотическая деятельность * Цель работы – формирование у учащихся знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе, самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него * Основные направления работы * Формирование правовой культуры; * Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей; * Воспитание в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
* Творческо – эстетическая деятельность * Цель работы- гармонизация и развитие творческих способностей учащихся, приобщение к эстетическим ценностям * Основное направление работы * Развитие творческих задатков, способностей и склонностей; * Развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить прекрасное; * Развитие эстетического вкуса, развитие воображения; * Участие в конкурсах рисунков, поделок, сочинений; * Посещение фольклорного кружка.
* Работа с семьей * Цель работы – сближение интересов родителей, педагога по формированию развитой личности * Основные направления работы * Организация и совместное проведение досуга детей и родителей; * Организация совместной творческой деятельности учителя, детей и родителей; * Организация помощи родителям; * Посещение семей детей.
* Психолого – педагогическая характеристика классного коллектива * В состав 8 класса МБОУ « Анастасовская СОШ» входят 8 дево-чек и 4 мальчика. Возраст учащихся лет. В классе учатся дети из сел Анастасова-8, Октябрьское-1, Никулино-3.Все дети из полных семей. В классе 4 отличника ( Кормилицын А., Мартемьянов И., МарфинаС., Прохорова Д.), 4 ударника ( Ларина А.,Кормилицына О., Ушакова Е., Якимушкина Т.), з ребят имеют тройки( Глухов С., Архипова М., Ефимова А.), есть в классе неуспевающий_ Галямин И., ему оказывается помощь в исправлении пробелов в учебе. Дисциплина на уроках хорошая. В классе царит доброжелательность и дружелюбная атмосфера. Существует орган классного самоуправления_ коллективное собрание. На нем рассматриваются вопросы жизнедеятельности класса и принимаются решения. Большинство ребят умеют самостоятельно обдумывать предстоящее начинание, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы. В классе есть лидеры. Вне классной жизни почти все посещают секции, кружки при школе. В каникулы организуются экскурсии и походы. Родители принимают участие в работе класса В целом коллектив 8 класса целеустремлен, активно участвует в общественной деятельности класса, школы, села, участвует в предложенной работе. В коллективе есть деловое сотрудничество, взаимопонимание, ответственность каждого за себя и за весь коллектив. Исходя из анализа за прошлый год определены следующие воспитательные задачи: * Продолжить работу по сплочению детского коллектива, воспитывать чувство товарищества. Развивать у учащихся организационные навыки. * Усилить роль осознанного приобретения знаний в ходе учебного процесса. * Продолжить изучение культуры поведения и межличностных отношений. * Проводить беседы в помощь учащимся. Организовать работу по повышению успеваемости в классе. * Воспитывать у учащихся любовь селу, где они живут, патриотические чувства к Родине.
* Список класса * Архипова Марина * Галямин Иван * Глухов Сергей * Ефимова Анна * Кормилицын Алексей * Кормилицына Ольга * Ларина Алена * Мартемьянов Илья * Марфина Светлана * Прохорова Дарья * Ушакова Елена * Якимушкина Татьяна
* Характеристика класса * В 8 классе МБОУ « Анастасовская СОШ» 12 учащихся: 8 девочек и 4 мальчика. Большинство детей из семей служащих. Класс представляет собой сплоченный коллектив, ребята дружат между собой, помогают друг другу. За каждым учащимся закреплены обязанности. Большинство ребят серьезно относятся к своей главной обязанности – учебе, это Кормилицын А., Ларина А., Мартемьянов И., Марфина С., Прохорова Д., Ушакова Е., ЯкимушкинаТ. А вот Галямину И. знания даются тяжело. Ребята в классе шустрые, но на уроках занимаются активно, домашние задания всегда выполняют аккуратно. Учащиеся класса любят заниматься спортом, с удовольствием посещают уроки физкультуры и спортивную секцию. Все ребята творческие – занимаются музыкой, участвуют в художественной самодеятельности, являются участниками ансамбля « Затейники», имеют много призовых мест в районных конкурсах. Ребята в классе трудолюбивые. Активно участвуют в субботниках, старательно проводят генеральную уборку в классе, стараются, чтобы их учебный кабинет был уютным. С порученными обязанностями справляются добросовестно, участвуют в общественной жизни класса, школы, села. Педагогическое руководство осуществляется классным руководителем и родительским комитетом.
* Отличники * Кормилицын Алексей * Мартемьянов Илья * Марфина Светлана * Прохорова Дарья * Ударники * Кормилицына Ольга * Ларина Алена * Ушакова Елена * Якимушкина Татьяна
* Характеристика класса * В 8 классе МБОУ « Анастасовская СОШ» 14 учащихся: 8 девочек и 4 мальчика. Большинство детей из семей служащих. Класс представляет собой сплоченный коллектив, ребята дружат между собой, помогают друг другу. За каждым учащимся закреплены обязанности. Некоторые учащиеся серьезно относятся к своей главной обязанности- учебе, это Кормилицын А., Ларина А., Кормилицына О., Мартемьянов И., Марфина С., Прохорова Д., Ушакова Е., Якимушкина Т. Мартемьянов И. стипендиат Главы районной администрации. А вот Галямину И. учеба дается тяжело. Ребята в классе шустрые, но на уроках занимаются активно, дисциплину не нарушают, домашние задания всегда выполняют аккуратно. Учащиеся класса любят заниматься спортом, с удовольствием посещают уроки физкультуры и спортивную секцию. Все ребята в классе творческие – занимаются музыкой, участвуют в художественной самодеятельности, являются участниками ансамбля « Затейники». Имеют много призовых мест в районных конкурсах. Учащиеся класса трудолюбивые. Активно участвуют в субботниках, старательно проводят генеральную уборку в классе, стараются, чтобы их учебный кабинет был уютным. С порученными обязанностями ребята справляются добросовестно, участвуют в общественной жизни класса, школы, села. Педагогическое руководство осуществляется классным руководителем и родительским комитетом.
* Наши успехи
* Результаты работы
* Мартемьянов Илья * Стипендиат Главы районной администрации * 2008г- лауреат районного смотра – конкурса детского художественного творчества « Одаренные дети» в номинации « Исполнители эстрадной и народной песни» * 2009г –диплом участника в номинации « Народные инструменты в ансамбле» * 2009 г.- дипломант победителя Всероссийской игры- конкурса по информатике «Инфознайка» * 2011г. – участник Республиканской дистанционной олимпиады « Юниор » * 2011г. – призер муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории * 2011гю -1 место в районном конкурсе « Как много скрыто в слове мама» в номинации « И это все о ней» * 2011г – 3 место в районных соревнованиях по теннису * 2011г – 3 место в Кубке района по футболу среди учащихся 6 – 9 кл на призы Деда Мороза» * 2011 – участник районного конкурса детско – юношеского творчества по пожарной безопасности * 2012г – 1 место в чемпионате по шашкам в Спартакиаде среди школьников 6 – 9 кл * 2012г – 1 место по шашкам в командном первенстве Порецкого района * 2012г – 2 место в командном первенстве среди школьников 7 классов в соревнованиях « президентские состязания» * 2012г – 3 место в конкурсе « Эстафета по плаванию» * 2012г, - 3 место в районной военно – спортивной игре « Зарница»
* Методическое обеспечение программы * Дюкина О.В. « Дневник классного руководителя» ВАКО,2009 * Кондратьева Е.П. « Проекты», Чебоксары, 2008 * Григорьев Д.В.,Степанов П.В. « Внеурочная деятельность школьников», Просвещение,2011 * Кузнецова Е.В. « Планирование воспитательной работы классного руководителя», Классный руководитель, «2009 * Дереклева Н.И.» Родительские собрания», ВАКО, 2005 * Pro.Школу. * Pedsovet.su * Педсовет.ORG
* Ресурсное обеспечение программы * Классная комната с компьютером; * Актовый зал * Спортивный зал; * Спортивная площадка; * Библиотека; * Сельский клуб; * Столовая
* Список использованной для разработки программы литературы * Изучение уровня школьной мотивации учащихся ( по Н. Лускановой) * Изучение самооценки учащихся ( тест « Лесенка») * Изучение уровня воспитанности ( методика Н.П. Купусти-на) * Карта интересов школьников
* Заключение * В данное время реализация программы находится на этапе внедрения. Уже удалось добиться неплохих результатов. Создан сплоченный, мыслящий коллектив. Воспитательный процесс благоприятен для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития каждого ученика. Ежегодные результаты тестирования показывают, что развитие коллектива идет по возрастающей. Учащимся нравится учиться, они активно участвуют в жизни класса и школы. Активно посещают кружки и секции. Занимают призовые места в различных конкурсах. Отрадно и то, что в последнее время в коллективе увеличилась самостоятельность, учащиеся сами готовятся к различным мероприятиям.
* «Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.» В.А.Сухомлинский