«У счастливого человека внутренние резервы и жизненные силы мобилизованы.» Боголюбова Надежда Георгиевна Боголюбова Надежда Георгиевна, кандидат философских наук, доцент кафедры МИОО
В условиях конкретной школы, исходя из её инфраструктуры, материально-технической базы, и готовности коллектива, педагогическая здоровьесберегающая технология – это системное проектирование, деятельности по сохранению здоровья с гарантированным результатом по трем позициям: Достижение единства состояния здоровья и успешности обучения; Обеспечение соответствия возможностей учащегося и предъявляемых к нему требований; Взятие ответственности за здоровье на себя лично. Образовательный результат этих технологий – формирование у детей ответственности, навыков саморегуляции, способности совершенствовать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью.
Есть ли инструмент? Я считаю, что есть и это модель саногенетического мониторинга (СГМ), созданная на базе современных достижений молекулярной биофизики и физиологии, которая в педагогической практике существенно расширила феноменологию здоровья, и объективизировала с помощью автоматизированных диагностических методик состояния здоровья школьников на популяционном и индивидуальном срезах.
СГМ СГМ – диагностика, информационно- аналитическая обработка результатов, контроль, коррекция и прогноз – это педагогическая здоровьясберегающая технология, которая формирует способность включать механизмы саморегуляции (любого пользователя методиками экспресс- диагностики). Итак, субъект получает информацию о функциональной достаточности своего организма в данный момент в конкретных школьных условиях и рекомендации как целенаправленно использовать функциональные возможности. Если он попадает в зону риска, то с помощью специалистов строит программу профилактики и коррекции.
Образовательный результат СГМ СГМ содействует обретению личности: Значимого опыта с помощью экспресс-диагностики – оценки резервных возможностей отдельных систем организма; Целостного видения в виде профиля, отражающего степень адаптации организма к образовательной среде, которая зависит и от функциональной достаточности отдельных процессов и от степени сбалансированности процессов соматического и психологического компонентов личности. Профиль является оптимальной формой для создания базы данных о состоянии здоровья и проектирования индивидуальных маршрутов здоровья; Подбору методики направленной на укрепление своего здоровья; Формирование ответственности, навыков саморегуляции, способности совершенствовать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью.
Жить – это значит удовлетворять свои духовные, материальные, интеллектуальные, социальные и физические потребности. У счастливого человека внутренние резервы и жизненые силы постоянно находятся в состоянии мобилизации и тем самым создаются предпосылки для сохранения здоровья.