Бишево-2011
«Вĕренекен чăвашла вулатăр… Халăхăн ăс-тăнĕпе унăн мĕн пур тĕнче курăмне тăван чĕлхе кун парать. Тăван чĕлхесĕр чăн-чăн пĕл ÿ çук… »
ЧĂВАШ РЕСПУБЛИКИН АСЛĂ СОВЕТ ПРЕЗИДИУМĔ ЧĂВАШ ЧĔЛХИН КУННЕ ТУСА ХУРАССИ ÇИНЧЕН ЙЫШĂННĂ ПОСТАНОВЛЕНИНЧЕН: « 1. Чăваш чĕлхи кунне туса хурас, ăна чăвашсене çутта кăларнă, чăвашсен çĕнĕ çырулăхне йĕркелесе янă И.Я. Яковлев çуралнă кун ака уйăхĕн 25- мĕшĕнче паллă тăвас…» Шупашкар хули, 1992 çулхи апрел ĕн 9-мĕшĕ
Неслучайно, что День чувашского языка совпадает с днем рождения выдающегося чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева. Вся его жизнь была связана с работой в качестве инспектора чувашских школ Казанского учебного округа и инспектора Симбирской чувашской учительской школы, с широкой деятельностью по распространению грамотности и культуры среди чувашского народа. Важнейшей заслугой И.Я.Яковлева является создание им новой письменности на чувашском языке; открытие школ и массовое вовлечение в них чувашских детей и молодежи. Письменность на основе кириллицы существовала с 18 в. и использовалась в сугубо культовых целях; в 1870-х годах была радикально реформирована И.Я.Яковлевым, в дальнейшем изменялась еще несколько раз, последний вариант принят в 1933 г. Современное чувашское письмо включает 33 буквы русского алфавита и 4 дополнительные буквы с диакритическими знаками.
1871 çулта И.Я. Яковлев чăваш халăхне валли алфавит йеркеленĕ.
ЧУВАШСКИЙ ЯЗЫК, один из тюркских языков, единственный живой представитель булгарской группы, в которую входили булгарский и хазарский языки. Выделяются два различающихся диалекта: низовой (анатри, «укающий») в южных районах республики и верховой (тури, «окающий») – в северных, т.е. выше по течению Волги. Сегодня, доля чувашей в населении республики – 67,7%. По количеству населения чуваши занимают 225 место в мире и 4 – по России (после русских, татар и украинцев).
Для грядущих поколений он оставил завещание: «Помните, что владеть сердцем народным, вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного». Родной язык, ты оживляешь краски, И звуки песен, и ковры лугов! Тебя услышав, васильки откроют глазки, Ткут волны в поле золото хлебов! Ю.П. Петров - Вирьял.
«Хур тĕкĕ тытакан хур курман» Я мечтал и мечтаю о том, чтобы всех чувашей научить грамоте. Грамота - основа всего. Грамота - средство борьбы с невежеством... Разве знание грамоты будет мешать крестьянину обрабатывать землю? Наоборот. Почему на полях бельгийского, датского или немецкого крестьянина урожайность ржи вдвое и даже втрое больше, чем у нашего? Потому что там в сельское хозяйство внедрилась агрономическая наука... Только малокультурные люди могут возражать против поголовной грамотности. *** Спешите делать добро! И будьте добрыми. Доброта - основное человеческое качество. Доброта и есть человечность. *** Делайте все, примите все меры к тому, чтобы ученик верил в свои собственные силы. Наоборот, избегайте всего того, что может подорвать в ученике его веру в свои силы. И.Я. Яковлев
- Илемлĕ, илемлĕ, Илемлĕ чăваш тĕрри, Илемлĕ чăваш тĕрри Тĕрлеме пĕлсен кăна…
Чăваш ч ĕ лхи кунне халалласа акан 25-мĕшĕнче «Тăван чĕлхем - эс чĕр ĕ лĕх çăл куçĕ» уяв иртет! Ăна йĕркелесе ирттерекенĕсем Энтриялĕнчи пуçламăш шкулĕнче вĕренекенсемпе культура çуртĕнче ĕçлекенсем. Уявĕ Энтрияленчи культура çуртĕнче иртет, 13 сехетре пуçланать!