Уровневая оценка метапредметных результатов учеников на начальной ступени обучения как мониторинговое обеспечение индивидуализации образования Тихомирова Мария Олеговна, методист лаборатории экспертиз развивающихся систем ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» Межрегиональный образовательный форум «Индивидуализация и образовательные программы: осмысление практики»
Проблемное поле МЕТАпредметные результаты (МР) МР НЕличностные Учет индивидуальных достижений обучающихся начальной школы Оценка МР
Набор (перечень) разных образовательных (учебных и внеучебных) результатов Ключевые компетентности вокруг которых выстраиваются все виды образовательных результатов (интегративная характеристика результатов) Сквозные образовательные результаты, как стержень вокруг которого «закручиваются» все остальные группы образовательных достижений Подходы к определению результатов образования (А. Воронцов) МЕТАпредметные результаты образования
Метапредметные результаты-это освоенные обучающимися метапредметные умения и навыки и УУД, необходимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметные умения и навыки вырабатываются на материале разных учебных дисциплин. Наиболее сложные по структуре и наиболее трудные для овладения интеллектуальные умения, такие как рассуждать, анализировать, сравнивать, синтезировать, моделировать, делать выводы и обобщать, формируются на материале каждого учебного предмета. УУД-важнейший метапредметный результат образовательного процесса
Метапредметные результаты- НЕличностные?
Планируемые результаты обучения: 1 личностные; 2 метапредметные; 3 предметные ФГОС Концепция личностно- ориентированного образования Личностные результаты –это продукт деятельности личности. Матпредметные результаты (внеличностные по ФГОС) -чей продукт? Учителя? Автора учебника? Учебного предмета? Тогда зачем требовать их от ученика? Отчуждение метапредметного и предметного результатов от личности школьника
Оценка метапредметных результатов Сквозные образовательные результаты, как стержень вокруг которого «закручиваются» все остальные группы образовательных достижений образовательную самостоятельность образовательную инициативу образовательную ответственность Add your text in here Интегральная характеристика образовательной результативности школьника, которая описывается через: Интегральная характеристика образовательной результативности школьника, которая описывается через:
Уровневая оценка метапредметных результатов обучающихся начальных классов УУДПоказатели достижения результатаУровни образовательной самостоятельности младших школьников высокий (инициативно- самостоятельный) средний (интуитивно- самостоятельный) низкий (пассивно- самостоятельный) Познавательные (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире) Отличать новое от уже известного Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативны е (умения общаться, взаимодействовать с людьми) Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент. Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Регулятивные (умения организовывать свою деятельность) Учиться определять цель деятельности на уроке Проговаривать последовательность действий на уроке Учиться высказывать свое предположение (версию). Учиться работать по предложенному плану. Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Уровни самостоятельности Низкий уровень (пассивно-самостоятельный) - самостоятельность школьника проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано одним учителем или совместно с учениками. Средний уровень (интуитивно-самостоятельный) - самостоятельность проявляется как в исполнении, так и самоконтроле за выполнением упражнения. Высокий уровень (инициативно-самостоятельный) - к исполнению и самоконтролю добавляется и возможность самому планировать свою деятельность; выражается в проявлении учениками творческой инициативы, т.е. в самостоятельной постановке целей и выборе способов их достижения, а также в принятии ответственности на себя за свои дела и поступки. Е.П. Ильин
L/O/G/O