"Дошкольное детство" – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей. Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться. Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными. Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины. Дороти Нолт.
Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог: преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка; достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми; узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их; быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
Основные задачи педагога в работе с родителями: Психолого – педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования. Изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка. Задачи информационного плана. Задачи обучающего плана.
Этапы организации взаимодействия педагога с родителями (по В.А.Петровскому) 1 этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». 2 этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье» 3 этап - «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». 4 этап - «Совместное исследование и формирование личности ребенка».
Изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка. а нкетирование; о прос; б еседы с членами семьи; н аблюдение за ребенком; м етод создания педагогических с итуаций; а нализ детских рисунков; д невник адаптации ребенка к ДОУ. МЕТОДЫМЕТОДЫ
Принципы взаимодействия педагогов с родителями: 1.Открытость детского сада и семьи. 2.Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребенка; 3.Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; 4.Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
о риентация на семью вообще, без учета различий в возрасте, образовании, культурной ориентации, взглядов на воспитание детей; н еумение ставить конкретные задачи в работе с родителями и выбирать адекватные методы; н едооценка роли семьи в воспитании детей и вытекающая отсюда формальность в работе с родителями. Причины затруднений педагога в работе с родителями.
Анализ анкет родителей.
Типология семей. Семья – «третий лишний». «Семья с кумиром». «Семья - маскарад» «Па-де-де» «Семья, которая состоит из нескольких поколений» «Семья с делегированием обязанностей». Внешне спокойная семья Вулканическая семья Семья-санаторий. Семья-крепость «Семья – театр».