Воспитание без насилия
Школьное насилие Психическое (эмоциональное) Физическое
Признаки психического насилия 1. Игнорирование ученика учителем; 2. Насмешки, унижение в присутствии других детей; 3. Присвоение обидных прозвищ; 4. Бесконечные замечания; 5. Необъективные оценки;
Признаки психического насилия 6. Обвинение в том, в чем ребенок не виноват; 7. Требования, не соответствующие возрастным возможностям ребенка; 8. Любая форма плохого обращения, которая подавляет личность. 9. Угрозы в адрес обучающегося; 10. Обсуждение родителей; 11. Ложь, оскорбление;
Физическое насилие 1. Избиение; 2. Нанесение удара, шлепки; 3. Подзатыльники; 4. Порча и отнятие вещей; 5. Вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя; 6. Дача ребенку отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание; 7. Попытки удушения или утопления ребенка.
Типичные жертвы насилия – дети... а) носящие очки; б) со сниженным слухом; в) с двигательными нарушениями; г) имеющие особенную внешность (рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особую форму головы, полные или худые; д) замкнутые или с импульсивным поведением; е) без опыта жизни в коллективе, так называемые «домашние дети»; ж) имеющие болезни, такие как эпилепсия, тики, заикание, энурез, нарушения речи; з) с низким интеллектом и трудностями в обучении.
Жестокость учащихся по отношению друг к другу
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат администра- тивной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных право- нарушениях» (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Сигналы неблагополучия в семье внешний вид ребенка, наличие травм, синяков; особенности поведения ребенка в школе (агрессивность, замкнутость, чрезмерная возбудимость); уклонение родителей от родительских обязанностей, отсутствие заботы, употребление алкоголя или наркотиков, отсутствие интереса к делам ребенка; отношение семьи к школе, уклонение от контакта с администрацией школы; самовольные уходы несовершенно- летних из дома.
Работа с неблагополучными семьями а) диагностика семьи; б) контроль за посещением ребенком школы; в) посещение на дому; г) наблюдение за поведением и внешним видом ребенка; д) беседы с родителями и другими родственниками; е) ознакомление с Семейным кодексом РФ и обязанностями родителей по содержанию и воспитанию своих детей; ж) устройство в оздоровительный лагерь детей на каникулы.
Правила воспитания без насилия 1.Убрать раздражение, применяя твердость и требовательность. 2.Выяснить, причины срыва в поведении, мотивы поступка. 3.Быть справедливым, обосновать наказание. 4. Помочь ребенку проанализировать ситуацию и простроить свое поведение в аналогичных ситуациях.
НЕ ДОПУСКАТЬ НАКАЗАНИЯ А) трудом; Б) способом, вызывающим страх; В) грубой бранью; Г) оскорблением; Д) обидными прозвищами; Е) лишением сна, еды, прогулки; Ж) физическим насилием.
Право учащихся на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность.
Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, с учетом их прав на образование.