Формирование базовых компетентностей обучающихся – одна из ключевых задач модели школьного образования
В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетентности, которые определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА готовность и умение непрерывно учиться; готовность и умение непрерывно учиться; способность к логическому, аналитическому, критическому и конструктивному мышлению; способность к логическому, аналитическому, критическому и конструктивному мышлению; способность к ответственным решениям; способность к ответственным решениям; умение общения и сотрудничества; умение общения и сотрудничества; точность и продуктивность; точность и продуктивность; толерантность; толерантность; ответственность; ответственность; физическая и психическая выдержка. физическая и психическая выдержка.
Задачи современной школы: освоение основ наук; освоение основ наук; развитие познавательных интересов и потребностей; развитие познавательных интересов и потребностей; формирование модели образованного человека; формирование модели образованного человека; усвоение системы ценностей и норм; усвоение системы ценностей и норм; становление личностной модели поведения; становление личностной модели поведения; формирование социальных умений и навыков; формирование социальных умений и навыков; Формирование здоровой личности Формирование здоровой личности
формирование знаний не является главной целью образования (знания ради знаний) знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения в конкретных ситуациях, для разрешения проблем, возникающих в реальной деятельности знания являются базой компетентности человека.
Ключевые компетентности - это наиболее общие (универсальные) культурно- выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Они приобретаются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений.
Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога
Целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата
Меняются формы и методы организации занятий
Для формирования ключевых компетентностей необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом
формирование ключевых компетенций через активные формы обучения
Организация и методы обучения, способствующие формированию ключевых компетенций Создание «развивающей среды». Создание «развивающей среды». Блочно-модульная технология. Блочно-модульная технология. Метод проектов. Метод проектов.
Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, сегодня устарела. Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования «мира труда».