Образовательная среда и креативность: введение в проблему Автор: Ефимова Н.Н. – доцент кафедры психологии и педагогики ЧРИО
Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее. П. Торренс Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. Н.В.Гоголь
Актуальность проблемы «Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности…» Проект «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (2004 г.) Цель программы - обеспечение современного качества образования, направленного на развитие инновационной культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства. Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на годы (2005 г.)
Тезаурус В зарубежной психологии Интеллект Конвергентное и дивергентное мышление Креативность Параметры креативности В отечественной психологии Познавательные процессы Мышление Репродуктивное и продуктивное мышление Воображение Воссоздающее и творческое воображение Образовательная среда
Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения способность к решению проблем «в уме» (внутренний план действий) Образовательные достижения коррелируют с уровнем интеллекта Креативность (от лат. creatio – созидание) – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Рассматривается как важнейший фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям. Нет однозначной корреляции между образовательными достижениями, интеллектом и уровнем креативности
Дж. Гилфорд (1967) выделил конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (идущее одновременно в разных направлениях) мышление. Последнее связывается с креативностью. П.Торренс (1974) определил креативность как процесс появления чувствительности к проблемам, к дефициту имеющихся знаний; определения этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок гипотез, формулирования результата. Качества (параметры) креативности: Беглость- скорость продуцирования идей (общее число ответов по проблеме) Гибкость – способность к быстрому переключению (число классов, групп данных ответов) Оригинальность - необычность подхода к проблеме (число редко приводимых ответов) Разработанность идей – детализация идей (число деталей, уточняющих идею в соотнесении с конкретными условиями) Разработаны психодиагностические методики для измерения качеств креативности
Мышление – познавательный процесс высшего уровня, обобщенное и опосредованное отражение действительности Нетворческое (репродуктивное) Творческое (продуктивное) Процесс решения проблем на основе имеющихся знаний, умений. Используются преимущественно логические способности Процесс решения проблем в условиях неопределенности, нахождение способа решения по ходу мыслительного процесса. Используются преимущественно творческие способности, не сводимые к логическим
Ситуации неопределенности или открытости в отличие от жестко заданных и контролируемых; Разрешение и поощрение множества вопросов; Стимулирование ответственности и независимости; Акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах и обобщениях; Внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников Избегание риска; Стремление к успеху во что бы то ни стало Жесткие стереотипы в мышлении и поведении Конформность Преклонение перед авторитетами Неодобрительные оценки воображения, исследования Условия Препятствующие развитию креативности Стимулирующие развитие креативности
Личность педагога Личность ученика
Как креативность соотносится с учебными достижениями и жизненной успешностью? Есть ли взаимосвязь между духовностью и креативностью? Нужно ли выявлять динамику креативности у детей при мониторинге качества образования? Какие компоненты образовательной среды способствуют развитию креативности? Личность педагога – главный фактор в развитии творческих способностей детей. Вы согласны с этим утверждением? Можно ли разделить учебные предметы на «креативные» и «некреативные»? В чем специфичность влияния дошкольной и школьной образовательной среды на развитие креативных способностей? Какова роль системы дополнительного образования в актуализации творческого потенциала детей? Вопросы для обсуждения: