Роль письменных и тестовых заданий на уроках литературного чтения международные исследования «Изучение качества чтения и понимания текста PIRLS – 2011» Подготовила Чебакова Л.П. учитель начальных классов МАОУ «СОШ 40 г. Чебоксары»
Участники Учащиеся 4-А класса Родители учащихся Администрация школы 40 Учитель 4-А класса
Дата и место проведения 13 и 14 апреля 2011 года МОУ «СОШ 40 города Чебоксары Чувашская Республика»
Министерство образования и науки РФ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российская Академия образования Институт содержания и методов обучения Центр оценки качества образования В 2006 году в исследовании участвовали учащихся из 40 стран мира. Россию представляли 4955 выпускников начальной школы из 232 общеобразовательных школ 45 регионов страны
Значимость Эффективность модернизации российского образования, которая проводится с целью повышения качества и доступности образования, во многом зависит от степени использования объективных данных, полученных в рамках исследований результатов образования разного типа: мониторинговых исследований федерального уровня, единого государственного экзамена, международных сравнительных исследований.
Цели: Насколько хорошо читают выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками в других странах? Какими уровнями грамотности владеют российские школьники? Улучшилась ли ситуация с чтением по сравнению с 2001 и 2006 годами? Любят ли читать учащиеся четвертого класса? Как семья способствует развитию грамотности? Как на сегодняшний день организован процесс обучения чтению в школах нашей страны?
В исследовании оцениваются два вида чтения Чтение с целью приобретения читательского литературного опыта Чтение с целью освоения и использования информации
Задания по форме ответа Задания с выбором ответов из 4 предложенных Задания на установление последовательности событий Задания со свободно конструируемым ответом
При чтении литературных и информационных текстов оцениваются четыре группы читательских умений Нахождение информации, заданной в явном виде Формулирование выводов Интерпретация и обобщение информации Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста
В процентном соотношении это выглядит следующим образом от общего количества заданий Нахождение информации, заданной в явном виде - 20 % Формулирование выводов - 30 % Интерпретация и обобщение информации – 30 % Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста – 20 %
«Комочек глины» Задания с выбором ответов из 4 предложенных Задания на установление последовательности событий Задания со свободно конструируемым ответом
Выводы совершенствовать процесс обучения чтению обязательно проводить работу, связанную с пониманием прочитанного, делить текст на смысловые части и составлять план к тексту чаще проводить тестовые и письменные задания со свободным ответом шире использовать тетради на печатной основе чаще использовать в процессе обучения информационные тексты, различные инструкции, графики и диаграммы
Исследование по выявлению отношения учащихся к чтению Что ты думаешь по поводу чтения? Насколько ты согласен со следующими высказываниями? 1) Я читаю только тогда, когда я должен это делать. 2) Мне нравится разговаривать с другими людьми о книгах 3) Я радуюсь, когда получаю в подарок книгу. 4) Я думаю, что чтение – это скучное занятие. 5) Я люблю читать.
Определение самооценки учащихся как читателей Хорошо ли ты умеешь читать? Насколько ты согласен с такими высказываниями? 1) Чтение не вызывает у меня никаких трудностей. 2) Я читаю не так хорошо, как другие ученики моего класса. 3) Когда я читаю для себя, я почти все понимаю. 4) Я читаю медленнее, чем другие в моем классе.
Варианты ответов «Полностью согласен» «Скорее согласен» «Скорее не согласен» «Полностью не согласен»
Что я думаю по поводу чтения (результаты) Полностью согласен Скорее согласенСкорее не согласен Полностью не согласен Я читаю только тогда, когда я должен это делать Мне нравится разговаривать с другими людьми о книгах Я радуюсь, когда получаю в подарок книгу Я думаю, что чтение – это скучное занятие 3 21 Я люблю читать 18 6
Хорошо ли я умею читать Полностью согласен Скорее согласен Скорее не согласен Полностью не согласен Чтение не вызывает у меня никаких трудностей Я читаю не так хорошо, как другие ученики моего класса Когда я читаю для себя, я почти все понимаю Я читаю медленнее, чем другие в моем классе
Отношение моих родителей к чтению да нет не совсем Любят ли читать мои родители ежедневно по выходным редко Как часто читают мои родители Газеты журналы Детективы Повести романы Какие книги читают мои родители
Результаты PIRLS
Результаты TIMSS
Литература «Основные результаты международного исследования. Изучение качества чтения и понимания текста PIRLS » аналитический отчет Москва, 2007 Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2007 г. Сайт –