Balanced Scorecard (BSC) Сбалансированная система показателей – система управления, позволяющая руководителям переводить стратегические цели компании в четкий план оперативной деятельности подразделений и ключевых сотрудников и оценивать результаты их деятельности с точки зрения реализации стратегии с помощью ключевых показателей эффективности. Balanced Scorecard (BSC) делает акцент на нефинансовых показателях,давая возможность оценить и такие аспекты деятельности как степень лояльности клиентов, или инновационный потенциал компании.
Основной принцип Balanced Scorecard (BSC) – управлять можно только тем, что можно измерить. Цели можно достигнуть только в том случае, если существуют поддающиеся числовому измерению показатели, говорящие управленцу, что именно нужно делать и правильно ли с точки зрения достижения цели он делает то, что делает.
Четыре проекции оценки эффективности ОАО «Завод «Чувашкабель» Финансы; Рынок; Бизнес-процессы Персонал и системы управления.
Этапы внедрения системы сбалансированных показателей на ОАО «Завод «Чувашкабель» 1.Проведены обучающие тренинги по стратегическому управлению для менеджеров высшего и среднего уровня управления; 2.Разработана миссия и стратегические цели предприятия; 3.Формализована стратегическая карта показателей, определены целевые показатели и мероприятия по их достижению; 4.Определены взаимосвязи Системы Сбалансированных показателей с системой бюджетирования и системой мотивации на предприятии; 5.Увязана Система сбалансированных показателей и стратегия предприятия с системой стимулирования; 6.Формализован процесс оперативного управления финансово-хозяйственной деятельностью на основе Системы Сбалансированных показателей по всем уровням организационной иерархии.
Основные аспекты, в рамках которых рассмотрена и описана миссия ОАО «Завод «Чувашкабель» Финансы – определены финансовые показатели, влияющие на повышение стоимости компании и рассматриваемые инвестором при принятии решений (нераспределенная прибыль, маржинальная прибыль, чистый денежный поток, рентабельность чистых активов, оборачиваемость НРК) Рынок – включены показатели, описывающие ценность продуктов и услуг для потребителя, требования и удовлетворение потребностей в продуктах и услугах предприятия, потребительские свойства продуктов, за которые потребитель согласен платить (удовлетворенность потребителей, доля новых потребителей, доля новой продукции, доля рынка)
Бизнес-процессы – включены показатели, характеризующие создание ценностей, необходимых потребителю, а именно организация технологических и бизнес-процессов предприятия (% выполнения задания по экономии сырья и материалов, темп снижения простоев оборудования, эффект от использования IT – предприятие) Персонал и системы управления – определены пути поддержания необходимого уровня производительности и эффективности процессов, показатели управления персоналом (текучесть кадров, средний стаж работы на предприятии, активность персонала) Основные аспекты, в рамках которых рассмотрена и описана миссия ОАО «Завод «Чувашкабель»
Дерево измеряемых целевых показателей на ОАО «Завод «Чувашкабель»
Пример: Карта BSC верхнего уровня. ПоказателиЦелиПоказатели Обозначе ние Формула Финансы Доходы и расходы Получение нераспределенной прибыли по всем видам производства Нераспределённая прибыль, нараст. итогом с начала года, (руб.) НПр.нар Рассчитывается в соответствии с нормами бухучета, но без учета выплаты дивидендов в течение года, за отч год Обеспечение постоянных расходов в пределах лимита Постоянные расходы, нараст. итогом с начала года, всего, (руб.) ПРнар.,в сего ПРнар., всего = РСЭО нар. + ОЦР нар. + Ком.Р нар. + Адм.Р нар. Денежный поток Обеспечение бездефицитности основной и инвестиционной деятельности предприятия Свободный денежный поток, нараст. итогом с начала года, (руб.) СДПнар. П(о) - В(о) + П(и) - В(и) - П(уип) Бизнес-процессы Управленческие Поддержание на постоянном уровне эффективности использования активов Оборачиваемость нормируемого рабочего капитала, всего, с нар. итогом с начала года,(дни) ОборНР К нар. ОборНРКнар. = НРК нар. * кол-во дней / (Выручка нар.(всего) + Выручка нар.(возв.отх.и усл.)) Повышение исполнительской дисциплины Выполнение Плана мероприятий СД, число просроченных дней суммой по всем мероприятиям число просроче нных дней Сумма просроченных дней по всем мероприятиям (планово – 2 просроченных рабочих дня на каждое мероприятие
Результаты внедрения Системы Сбалансированных показателей на ОАО «Завод «Чувашкабель» Расширение информационных и аналитических возможностей системы управления путем добавления нефинансовых показателей в систему измерения результатов ФХД предприятия; Увязка стратегии предприятия с текущей оперативной деятельностью; Получение обратной связи по вопросам стратегии; Мониторинг и управление эффективностью предприятия; Постоянное совершенствование и оптимизация бизнес-процессов для достижения стратегических целей;
Вовлечение и мотивация деятельности персонала на основании понимания им целей выполняемых действий в достижении стратегических целей; Управление изменениями; Повышение результативности применения Системы менеджмента качества; Оперативное управление стратегическим развитием предприятия; Оценка эффективности движения к стратегическим целям предприятия.
Увязка Системы сбалансированных показателей и стратегия предприятия с системой стимулирования. На ОАО «Завод «Чувашкабель» разработаны ряд Положений, увязывающих систему BSC, результаты достижения целевых показателей и стимулирование персонала. Положение о Поощрительном Фонде исполнительных директоров; Положение о Поощрительном Фонде руководителей, специалистов и служащих; Положение о Поощрительном Фонде основных и вспомогательных рабочих.
Основные принципы формирования Положений о поощрительном фонде предприятия Определены целевые показатели деятельности подразделения, степень влияния на достижение стратегических результатов предприятия; Определен удельный вес (важность) каждого показателя в деятельности подразделения, с выходом на стратегические цели предприятия; Рассчитан интегральный комплексный коэффициент для формирования поощрительного фонда руководителя (специалиста, служащего, основного или вспомогательного персонала)