Мальчик и тайга Урок-исследование по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Цели урока: Обучающие: Формировать умение анализа художественного произведения, внимания к тексту; Развивающие: Развивать навыки групповой работы; Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; Воспитательные: Воспитывать навыки сопротивления трудностям жизни.
« Россия» П. БАСИНСКИЙ Если мне удастся внушить хотя бы немногим людям, что жизнь дается человеку лишь единожды и никогда, никогда и ни в чем более не повторяется, что сами по себе сознательная и созидательная жизнь столь коротка, что бессмысленно... обрывать ее прежде времени, тратить силы на разрушение, жестокости и убийства и надо пробовать жить на земле в мире и согласии, то, значит, существование и работа моя и писателей моего поколения были не напрасны» В. АСТАФЬЕВ «Прекрасных людей я знавал немало» В.П. АСТАФЬЕВ «Астафьев - писатель, «умный» сердцем» К. АЗАДОВСКИЙ В бесслезный век Астафьев заставил нас плакать настоящими, а не крокодиловыми слезами... и за этот редкий душевный талант ему поклонилась читающая
Васюткино озеро» один из самых известных и любимых рассказов и детей, и взрослых. Вот история его появления на свет, рассказанная самим писателем. Он летом заблудился в тайге, преследуя глухаря, и провел один в лесу три дня. На уроке литературы учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский задал писать сочинение, кто как провел лето. Астафьев написал рассказ под названием «Жив». Учитель похвалил ученика, и рассказ был помещен в школьном рукописном журнале. «И вот много-много лет спустя я вспомнил об этом и написал на основании этого школьного сочинения рассказ «Васюткино озеро»... Это первый детский рассказ Астафьева.
«Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.»
1)Можно ли понять, прочитав название рассказа, как автор относится к главному герою? 2) Каким было занятие Васютки у рыбаков? 3) Как он выглядел, когда в очередной раз пошел за орехами? 4) А каким чувством веет от наказа матери? 5) Почему был заведен такой строгий порядок: «идешь в лес – бери еду, бери спички»?
Что такое «затеси»? Затеси – зарубки, отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге.
А как вы думаете, какой яркий литературный прием применяет автор, когда пишет: «лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия»? А у человека отчего бывают морщинки?
Только ли в тайге нужны затеси? Где ещё? Когда он окончательно понял, что заблудился? До каких пор длилось его оцепенение? Что он вспомнил, что заставило его действовать?
Почему сбился с тропинки Васютка? Когда он окончательно понял, что заблудился?
Что значит «хлипких»? Каких хлипких? Подберите синонимы.
Слабых Слабохарактерных Слабосильных Немощных Бессильных Расслабленных Маломощных Болезненных Растерянных Отчаявшихся
О ком он вспомнил, укладываясь на ночлег?
Ребята, а если бы он ничего не знал и не умел?
Как описана пробудившаяся тайга? Кедровки кричали Желна заплакала Синички потрошили, попискивая Белка пронеслась, вполошённо цокая Уставилась на Васютку Зачем в таком маленьком кусочке текста столько глаголов?
Какой же увидел тайгу Васютка, забравшись на высокое дерево? Эпитеты – красочные определения: Тайга – молчаливая, равнодушная, казалась огромным, темным морем; Облака редкие; Проемы голубые; Ватой спрессованной ложились на тайгу.
Найдите среди этих красочных определений то, которое помогает нам понять отчаяние Васютки. Равнодушная Эпитеты-синонимы: Безразличная Безучастная Спокойная Бесчувственная Холодная Неотзывчивая Нечувственная
Как вы думаете, почему Васютка умеет так видеть и чувствовать красоту природы? А вы так сможете ли почувствовать красоту природы? Прочитайте, как он нашел озеро. Какая деталь в тексте говорит о том, что он знал все приметы?
Происходили ли с вами истории, подобные Васюткиной? Как вы нашли выход из ситуации?