Возрастные и психологические особенности детей раннего подросткового возраста «Подростковый возраст предъявляет совокупность условий … для обострения и проявления внутренних задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии» Л.С.Выготский. Л.С.Выготский.
Кто такой подросток? Подросток – это ребенок возраста лет. Данный возраст считается более трудным для обучения и воспитания, так как в этот период происходит своеобразный переход от детского к более взрослому состоянию и наблюдаются биологические, физиологические и психические изменения.
Характерные новообразования подросткового возраста Развитие самосознания (собственное мнение, собственные взгляды, ценности, значимости учения) Развитие самоооценки ( оценка своих возможностей, способностей), Самореализация (чувство взрослости) Развитие саморегуляции действий, психическийх процессов.
Центральная проблема – общение со сверстниками Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых - это стремление занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом. Но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения.
Проблема – подросток и взрослые Источник проблем – непонимание внутреннего мира подростка, часто ложные и примитивные представления о его переживаниях, мотивах, стремлениях. И родители, и учителя в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть интенсивного процесса взросления, всеми силами пытаются сохранить « детские» формы контроля, общения с детьми.
Подросток и учение Основной ведущей деятельностью в подростковом периоде остается учение. Но часто наблюдается снижение успеваемости по разным причинам: от незначительных пробелов в знаниях до дебюта серьезных психических заболеваний (эндогенной депрессии, психопатии, невроза, шизофрении). Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в этом возрасте является отсутствие адекватной мотивации учения, или, попросту говоря нежелания учиться.
Что делать? Развитие интереса к процессу познания Формирование адекватной самооценки учащихся Умение видеть в подростке не только негативное, но и позитивное (эмпатия по отношению к взрослому) Знание динамики мотивов общения подростка со сверстниками. Пристальное внимание к каждому подростку, тонкость, деликатность, осторожность при работе с ними.