Использование ИКТ в образовательном процессе: результаты и возможности
С чем и как его едят: ИКТ? Предпосылки информатизации образования О составе информационных ресурсов Требования к учебным электронным носителям Проблемы внедрения ИКТ в систему уроков Что дает Интернет для урока? Развитие ИКТ в гимназии
Информатизация образования Что же дает практике информатизация образования? Прежде всего, новые, более эффективные подходы к усвоению знаний, к получению образования. Учебный материал столетиями представлялся либо линейно, либо концентрически. В связи с гипермедиатехнологиями линейное представление заменяется нелинейным. Обучение становится более личностно- ориентированным, появляется возможность широкого применения группового метода, проектной методики обучения
О составе информационных ресурсов Системные программные средства Программные средства общего назначения Источники информации (информационные сайты, поисковые системы Интернета) Виртуальные конструкторы Тренажеры Тестовые среды Производственные и учебные языки программирования Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) Информационно- управленческие системы
Требования к электронным учебникам 100%-ная мультимедийность Большой объем материала (видео, анимация, графика, звук, синхронный текст) Высокая дидактическая эффективность (индивидуально- ориентированный и деятельностный подход, наглядность) Интерактивность за счет контрольных и тестовых вопросов и заданий Наличие виртуальных практических или лабораторных работ Развернутое выходное тестирование ЗУН Возможность работать в локальной сети так, что ЭН устанавливается только на одном компьютере Результаты деятельности учащихся сохраняются на учительском компьютере
Проблемы внедрения ИКТ в систему уроков Отсутствие в школе организованных условий с максимально свободным доступом к компьютеру Участникам педагогического процесса, учащимся и учителям, нет предоставлен свободный доступ к компьютеру для работы в глобальной сети Нет заинтересованности учителей-предметников в проведении уроков с применением ИКТ Учителя не умеют интегрировать проектную методику, использовать компьютерные технологии с достаточно жесткой классно-урочной системой Компьютер чёваш ч.лхи урок.нче
Что дает Интернет для урока? Справка Интернет-группы (Ю.Н.Никитин)
Из опыта Использование возможностей MS PowerPoint для подготовки учебно- методических проектов (группа С.Н.Трофимовой) Использование ЭТ MS Excel для организации контроля (группа П.Н.Киселева)
Проектирование компьютерного урока Начинается с составления календарно- тематического плана темы Учитель составляет временную структуру урока Отбирает наиболее эффективные средства, рассматривает целесообразность их применения в сравнении с традиционными Оценка выбранных материалов по времени Составление временной развертки (поминутного плана) урока при недостатке или отсутствии ЭУ проводит поиск в библиотеке, Интернет или составляет авторскую программу
Проектирование компьютерного урока (продолжение) Из найденных материалов собирает презентационную программу, для чего пишет ее сценарий Предусматривает поэтапную и результирующую диагностику достижений поставленных целей (диктанты, тесты, заполнение пропусков и т.д.)
Решение педсовета 1. Педагогический совет признает, что Поиск новых форм организации образовательного процесса должен стать потребностью каждого члена педагогического коллектива гимназии; Гимназия обладает большими материальными и кадровыми ресурсами по внедрению ИКТ в образовательный процесс; Но вместе с тем использование информационных технологий не вошло в систему работы большинства педагогов гимназии, а используется эпизодически. 2. Педагогический совет рекомендует педагогам: Систематически и эффективнее использовать информационные технологии в образовательном процессе; В учебных программах в разделе поурочного планирования предусмотреть указание ЭУ, обучающей программы, соответствующее тематике урока; Активнее участвовать на научно-практических семинарах и школьных курсах по внедрению ИКТ в образовательный процесс; Вовлекать учащихся в новые формы внеурочной работы, такие, как дистанционное обучение, участие в тестировании on-line по предмету; Поощрять учащихся, помогающих учителю пополнять методический банк по предмету информацией из Интернета; Развивать информационную культуру учащихся: умение аналитической работы с информацией, критическое мышление. 3. Педагогический совет рекомендует руководителям методобъединений: При планировании деятельности эффективнее использовать предлагаемый на педсоветах методический материал, информационные технологии для оптимизации процесса обучения; Изучить опыт работы педагогов, использующих ИКТ в образовательном процессе; При проведении предметных недель и месячников предусмотреть возможность использования ИКТ во всех планируемых мероприятиях. 4. Педагогический совет рекомендует администрации: При анализе деятельности гимназии учитывать работу педколлектива по реализации основных направлений модернизации образования: компьютеризация, гуманизация, использование современных технологий и методов обучения; Провести мониторинг затруднений учителей и воспитателей по эффективному использованию ИКТ и организовать методическую работу по их преодолению; Шире использовать ИКТ в административно-управленческих делах