Социально-педагогическая технология «один из сложившихся на основе предыдущего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально – педагогической цели» (Л.В. Мардахаев)
Социально-педагогическая технология Это набор операций по конструированию, формированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.
«Если содержание деятельности специалиста имеет то можно говорить о технологичности его работы», Л. Е. Никитина Критерии оценки Стандарт или норматив Алгоритм действий Цель
Анализ ситуации Постановка задач социально-педагогической защиты (проектирование Определение своей компетентности в оказании помощи или круга лиц, способных ее оказать. Планирование деятельности. Обобщенный вариант алгоритма деятельности М.В. Шакуровой а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка; в) определение того, входит ли она в круг проблем, которые должен решать классный руководитель с) выявление причин, ее породивших; d) постановка проблемы; е) определение степени переживания и осознания проблемы ребенком, т.е. ее актуальности для него; f) готовность или неготовность ребенка решать ее. 1. Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причин или создание условий для актуализации проблемы для ребенка. 2.Совместное проектирование решения трудной ситуации. 3.Определение способов социально- педагогической защиты (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные). 4.Помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов. 5.Анализ результатов выхода из проблемы. 6.Оценка собственной деятельности. 7.Последствия- формирование установки ребенка на самостоятельное преодоление подобных проблем. 8. Осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием.
Вариант Л. В. Мардахаева диагностико - прогностический, этап выбора (разработки) оптимальной технологии, этап подготовки к ее реализации, реализационный, экспертно – оценочный.
Вариант И. Г. Зайнышева предварительный этап (выявление, оценка, ранжирование проблемы), этап целеполагания этап обработки информации, процедурно-организационный этап контрольно - аналитический этап.
5 условий, необходимых для оказания эффективной помощи ; Безусловно положительное отношение педагога к ребенку; Восприятие ребенком себя как человека, имеющего и желающего решать собственные проблемы; Конгруэнтность педагога Эмпатийное понимание ребенка Ощущение ребенком конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога
Принципы педагогического взаимодействия: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на потенциал учащегося, вера в эти возможности, ориентация на способность ребенка самому преодолеть препятствие, сотрудничество, конфиденциальность, доброжелательность и безоценочность, безопасность, «не навреди», рефлексивно – аналитический подход.
Технологическая цепочка действий педагога.
Сигнальный Получение сигнала Обеспечение психологической готовности к восприятию проблемы наблюдение, беседа, консультации со специалистами
Контактно – созидательный Анализ информации, установление контакта с ребенком Ситуативное тестирование, приемы ритуального коммуникативного взаимодействия, «Ты - высказывания», «Я - высказывания»
Диагностический Раскодирование проблемы и определение причин ее возникновения Прием эмпатийного слушания, Невербальная эмоциональная поддержка прием «Перифраза», «Редакция», Запрет внесения взрослым своего смысла, «Проговаривание»
Проектный Ребенок с помощью взрослого определяет пути и способы решения проблемы, Договор о формах и способах взаимодействия, Перевод проблемы в русло конструктивного решения Метод самопроектирования и педагогического проектирования, «Анализ способов решения чужой проблемы», Метод договора, «Кот в сапогах»
Деятельностный Осуществление деятельности, направленной на реализацию проектного решения проблемы (Активная деятельностная позиция ученика). Метод стимулирования и оказания консультативной помощи, Поддержка стремления и активности ребенка
Результативно - аналитический Обсуждение успехов и неудач в процессе преодоления трудностей, При неудаче происходит переформулировка проблемы и возвращение к начальным звеньям цепочки
Ко нс та та ци я ф ак та ре ш ен ия пр об ле м ы