Основные задачи развития в этот период. Формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания; Формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов; Формирование интереса к другому человеку как к личности; Развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;
Развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии; Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки; Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; Развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям; Формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
потребность в самооценке. Познание себя Незнание, неумение оценить себя.
Самооценка Самооценка способностей Интерес к предмету Реальные достижения Низкая самооценка (я не способен ни к одному предмету) Негативное восприятие себя Учителя Родители
VII класс начало развития рефлексивного анализа. «Я могу», «Я интересуюсь» Мои интересы Мои возможности Самооценка Достоинство слабый рефлексивный анализ.
12 – 14 лет 12 – 14 лет колебания изменения Сумятица «Я» Внешность Самооценка
Я взрослый Я маленький
«Я» концепция («Я» образ) «Я» прошлое «Я» будущее «Я» настоящее «Я» - реальное «Я» идеальное
Младший подросток «Я» прошлое «Я» настоящее «Я» будущее
«Я» реальное «Я» идеальное. 1.Частная самооценка общая самооценка. 1.Частная самооценка общая самооценка. 2. Крайние полюса самооценки 2. Крайние полюса самооценки
«Комплекс неполноценности» «Комплекс Золушки» Вера в перерождение, в успех
Внешняя оценка (что обо мне думают? Говорят? «Сцена» - игра, демонстрация себя. самооценка
Оценка окружающих Внутренняя оценка по критериям взрослых
«Эффект Розенталя» (Пигмалиона) Ты способен Рост интеллектуального уровня Успех Неудача способности Недостаток усилий
НЕЛЬЗЯ 1.Подчеркивать неудачи. 2.Говорить о промахах, неудачах. 3. Успех случайность.
«Конфликтная самооценка» Высокие стандарты Завышенные притязания Низкие представления о его способностях. Симптом дефицита успеха (отвержение успеха)
Потребность в сохранении самооценки Стремление сохранить удовлетворяющую самооценку (высокую) Потребность сохранить привычную самооценку (низкую) Подросток
«Конфликтная самооценка» «Любимчики» Захваливания Успех способности Неудачи случайность «Эффект неадекватности»
1)Помочь ребенку добиться успеха. 2)Помочь приобрести знания, навыки ведущие к успеху. 3)Раскрыть возможности ребенка. 4)Создание внутренних критериев самооценки. 5)Развитие интересов и способностей. 6)Формирование знаний и уверенности в своих способностях.
7)Отмечать собственные усилия ребенка на пути к успеху. 8)Учить ребенка думать и говорить о себе, разбираться в своих переживаниях. 9) Учить самоанализу.
1) «Лобовые» разговоры. 2) Постоянная критика. 3) Сосредоточение на недостатках. 4) Неверие в возможности и силы ребенка.