« Обучение учащихся речевой деятельности »
Целью методической разработки является исследование обучения видам речевой деятельности учащихся на современном этапе.
Реализация цели требует решения задач, заключающихся в том, чтобы помочь учащимся: 1) осознать богатство русского языка и его выразительные возможности; 2) овладеть всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) ; 3) работать с текстом; 4) правильно выражать и оформлять свои мысли; 5) развить творческие способности.
Речь – это речевая деятельность (процесс говорения) и речевые произведения (результат говорения)
Виды речевой деятельности устные (говорение – порождение речи аудирование – восприятие устного сообщения) письменные (письмо – создание письменного текста ч тение – восприятие письменного текста)
«Заговори, чтобы я тебя увидел» Сократ
Обучение устной и письменной речи - Для кого говорю? - Что хочу им сказать? - Зачем хочу им это сказать? - Как сказать правильно? - Как сказать понятно? - Как сказать интересно? - Как сказать убедительно?
Цицерон « Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно – искусство полководца, другое – искусство хорошего оратора»
основные требования к языку публичного выступления правильность краткость эмоциональность богатство лексическое, фразеологическое, интонационное ясность и точность
Правильность речи соблюдение языковой нормы в грамматике словоупотреблении произношении
Ошибки в речи. Жаргонизация русского литературного языка.
Некоторые виды заданий по развитию речи в 5 кл. составить текст на предложенную тему озаглавить пересказать описать то, что видишь выделить основную мысль подготовить устный отзыв придумать вопросы к тексту ответить на вопросы сочинить письмо описать картину дописать предложение, чтобы получился текст
Портфолио учащихся по русскому языку, литературе и риторике как средство стимулирования интереса к урокам
Творчество учащихся как результат речевой деятельности.
Слово учителя в развитии речи учащихся Поэтическое творчество учителя и учащихся
Памятка Чтобы поднять уровень речевой культуры, необходимо: -расширять круг своего чтения, анализируя при этом стили литературного языка; - внимательно и часто слушать хороших ораторов и выдающихся актеров; - постоянно контролировать себя, бороться с погрешностями языка и стиля в устной и письменной речи; - чаще практиковаться в публичных выступлениях, перед этим предварительно написать, тщательно отредактировав текст речи; - читать специальную литературу по вопросам речевой культуры, чаще консультироваться со словарями русского языка.